Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Моргунова Ю.В.
судей Шиловой О.М., Масловой Т.В.
при секретаре Носаль М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 марта 2017 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Седляр А. Л. к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании права на получение жилого помещения по избранному месту жительства, возложении обязанности по принятию на учет нуждающихся в жилых помещениях
по апелляционной жалобе Седляр А.Л. на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 26 мая 2016 года,
Заслушав доклад судьи Т.В. Масловой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Седляр А.Л. обратился в суд с исковым заявлением к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - г. Чита с 30.05.2015 г. на состав семьи 4 человека, возложении обязанности по принятию на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование иска указав, что Седляр А.Л. проходил военную службу, с которой был уволен, в связи с организационно-штатными мероприятиями в запас.
Выслуга лет в календарном исчислении на момент исключения из списков личного состава части составила более 10 лет. В период службы истец был признан нуждающимся в жилье. Перед увольнением истец указал на факт необеспеченности и изъявил желание уволиться, а в последующем быть обеспеченным жильем. Со слов должностных лиц КЭУ СибВО ему было известно, что он включен в списки кандидатов на получение постоянного жилья. После 2010г., в связи с производимыми реформами, вышеуказанная организация была упразднена и уточнить какую-либо информацию не представлялось возможным.
В целях реализации своего права на жилье в 2015г. направил необходимые документы в ФГКУ "Востокрегионжилье", однако ему было отказано. Считает данный отказ незаконным, нарушающим его права как гражданина, уволенного с военной службы, на обеспечение жилым помещением.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 26 мая 2016 года в удовлетворении исковых требований Седляр А.Л. отказано.
В апелляционной жалобе Седляр А.Л. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылаясь на несогласие с выводами суда, указав, что при его увольнении командование в нарушение действующего законодательства ни каких мер по своевременному обеспечению его жильем, как военнослужащего не предприняло, он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося, проживал в служебной квартире, чем было нарушено его право на получение жилого помещения.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы от истца не поступало.
Согласно части 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Решением ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 02.06.2015 г. Седляр А.Л. отказано в принятии на учет на основании пп.2 п.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, то есть в связи с представлением документов, которые не подтверждают право заявителя состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, исследовав материалы дела, руководствуясь ст. 15, ст. 15.1 ст. 23, ФЗ "О статусе военнослужащих", исходил из того, что Седляр А.Л. заявил о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма после увольнения с военной службы и исключения из списков части.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на дату увольнения истца с военной службы) государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. (п.13)
Военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства. (п.14)
Пунктом 26, 27, 28 Инструкции "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ", утвержденной приказом Министра обороны РФ N80 от 15.02.2000г. установлено, что учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий). Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт с приложением справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Порядок учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства урегулирован в Правилах утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054
Согласно п. п. 12, 13, 16 Правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.
Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед уполномоченным органом о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления.
Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 N 122-ФЗ) установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
В связи с принятием Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Таким образом, исходя из анализа указанных выше норм права, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному месту жительства носит заявительный характер, предполагает необходимость постановки военнослужащим соответствующего вопроса до его увольнения с военной службы за счет федеральных средств по линии Министерства обороны РФ, либо после его увольнения с военной службы, с постановкой на соответствующий учет в органе местного самоуправления до 01.01.2005г.
Как установлено судом Седляр А.Л. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ по 22 августа 2001 г., уволен в запас в связи с организационно - штатными мероприятиями, выслуга лет в календарном исчислении составила 17 лет 08 месяцев.
Данных о том, что Седляр А.Л ... был по избранному месту жительства принят органом местного самоуправления на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005г. не имеется.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, утрату с 22.08.2001г. Седляр А.Л. статуса военнослужащего, отсутствия данных о постановке Седляр А.Л. на соответствующий учет или его обращении с соответствующим рапортом и необходимыми документами в установленном законом порядке до даты увольнения с военной службы, у жилищной комиссии в 2015 г. на момент обращения Седляр А.Л. с заявлением в ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ о признании его нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет отсутствовали основания для признания Седляр А.Л. и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства после его увольнения с военной службы.
Седляр А.Л. не вправе ставить перед федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, вопросы связанные с оценкой нуждаемости его как военнослужащего и членов его семьи в жилом помещении и претендовать на предоставление ответчиком жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, сводятся к иному толкованию правовых норм и не могут повлечь отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 26 мая 2016 года по гражданскому делу по иску Седляр А. Л. к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - оставить без изменения, апелляционную жалобу Седляр А.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.В.Моргунов
Судьи: О.М.Шилова
Т.В. Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.