Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Моргунова Ю.В.
судей Шиловой О.М., Масловой Т.В.
при секретаре Носаль М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 марта 2017 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Борисова И. В. к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании права состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, по избранному месту жительства, возложению обязанности по включению в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства,
по апелляционной жалобе Борисова И.В. на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 15 декабря 2016 года,
Заслушав доклад судьи Т.В. Масловой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Борисов И.В. обратился в суд с исковым заявлением к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании права состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, по избранному месту жительства, возложению обязанности по включению в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства.
В обоснование иска указав, что проходил службу в Вооруженных Силах РФ, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 23 лет, 30.09.2002 г. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, с зачислением в запас. В период прохождения военной службой истец и члены его семьи жилым помещением от Министерства обороны РФ не обеспечивались. С целью получения жилого помещения по избранному месту жительства 09.11.2015г. обратился в 5 отдел г.Уссурийска ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ. На момент подачи искового заявления решение по данному заявлению не принято, что расценивается истцом как отказ в удовлетворении заявления.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 15 декабря 2016 года в удовлетворении исковых требований Борисову И.В. отказано.
В апелляционной жалобе Борисов И.В. просит решение суда отменить, и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указав, что истец, как военнослужащий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998г., подлежащий увольнению с военной службы, не обеспеченный постоянным жилым помещением, изъявившим желание быть обеспеченным постоянным жилым помещением по избранному месту жительства до его увольнения и обратившийся с соответствующим заявлением (рапортом) в соответствующий жилищный орган, должен быть признан нуждающимся в получении жилого помещения и поставлен на учет в соответствии со ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" и п.п.7,14,13 Правил о порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан уволенных с военной службы в запас.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступало.
Согласно части 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Решением ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 14.10.2016 г. Борисову И.В. отказано в принятии на учет на основании пп.2 п.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, то есть в связи с представлением документов, которые не подтверждают право заявителя состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, исследовав материалы дела, руководствуясь ст. ст. 15, 23 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих", исходил из того, что Борисов И.В. заявил о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма после увольнения с военной службы и исключения из списков части.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на дату увольнения истца с военной службы) государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. (п.13)
Военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства. (п.14)
Пунктом 26, 27, 28 Инструкции "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ", утвержденной приказом Министра обороны РФ 15.02.2000г. установлено, что учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий). Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт с приложением справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Порядок учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства урегулирован в Правилах утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054
Согласно п. п. 12, 13, 16 Правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.
Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед уполномоченным органом о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления.
Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 N 122-ФЗ) установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
В связи с принятием Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Таким образом, исходя из анализа указанных выше норм права, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному месту жительства носит заявительный характер, предполагает необходимость постановки военнослужащим соответствующего вопроса до его увольнения с военной службы за счет федеральных средств по линии Министерства обороны РФ, либо после его увольнения с военной службы, с постановкой на соответствующий учет в органе местного самоуправления до 01.01.2005г.
Как усматривается из материалов дела, Борисов И.В. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ по 21.02.2003г., уволен в запас в связи с организационно - штатными мероприятиями, выслуга лет в календарном исчислении составила 23 года 06 месяцев.
Рапорт о рассмотрении вопроса о его жилищном обеспечении подан 14.11.2002 г. на имя командира войсковой части 73470.
Каких-либо достоверных доказательств того, что рапорт Борисова И.В. был рассмотрен жилищной комиссией, которой принято соответствующее решение, суду не представлено. Борисов И.В. не оспаривал в установленном порядке бездействие командира войсковой части, не принявшего решения по его рапорту до момента увольнения. В связи с чем, оснований полагать, что на момент увольнения истец был признан нуждающимся в получении жилого помещения в установленном законом порядке не имеется, что исключает возникновение у него права на получение жилого помещения по договору социального найма, как ранее принятого на учет в период прохождения службы.
Данных о том, что Борисов И.В. был принят органами местного самоуправления на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005г. не имеется.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, утрату Борисовым И.В. с 30.09.2002 г. статуса военнослужащего, отсутствия данных о постановке Борисова И.В. на соответствующий учет в установленном законом порядке до даты увольнения с военной службы, у жилищной комиссии в 2015 г. на момент обращения Борисова И.В. с заявлением в ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ о признании его нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет отсутствовали основания для признания Борисова И.В. и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства после его увольнения с военной службы.
Борисов И.В. не вправе ставить перед федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, вопросы связанные с оценкой нуждаемости его как военнослужащего и членов его семьи в жилом помещении и претендовать на предоставление ответчиком жилого помещения.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановленного решения суда по доводам жалобы не имеется, поскольку они не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, других доказательств суду не представлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 15 декабря 2016 года по гражданскому делу по иску Борисова И. В. к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании права состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, по избранному месту жительства, возложению обязанности по включению в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства - оставить без изменения, апелляционную жалобу Борисова И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.В.Моргунов
Судьи: О.М.Шилова
Т.В. Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.