Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего С.В. Кустовой
судей С.И. Дорожко, Т.В. Масловой
при секретаре А.Г. Чирковой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Индустриального района г. Хабаровска в интересах Уланова А. Н. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о включении в список, предоставлении жилого помещения, по апелляционной жалобе Министерства ЖКХ Хабаровского края на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 15 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи С.В. Кустовой, пояснения прокурора Е.В. Максименко, А.Н. Уланова, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Индустриального района г. Хабаровска обратился в суд с иском в интересах Уланова А.Н. к Министерству ЖКХ Хабаровского края о включении в список, предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска по обращению Уланова А.Н. проведена проверка о нарушении его жилищных прав, в ходе которой установлено, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 1996 году он определен в детское сиротское учреждение. Его мать ФИО1 и отец ФИО2 лишены родительских прав. В 2000 году он переведен на постоянное место жительства в МОУ Детский дом N, в 2003 году он направлен в войсковую часть в качестве воспитанника на полное государственное обеспечение. В период с 26.02.2014 г. по 25.08.2016 г. он отбывал наказание в местах лишения свободы в ФКУ ИК 3. Длительное время он проживает в г. Хабаровске, в собственности жилого помещения не имеет, жильем по договору социального найма не обеспечен. Распоряжением Министерства ЖКХ Хабаровского края от 05.05.2012 г. N ему отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственною жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений, по причине наличия указания в постановлении первого заместителя главы Администрации Архаринского района Амурской области от 31.01.1996 г. N о закреплении за ним жилого помещения. Между тем, как следует из ответа Администрации Архаринского района Амурской области от 05.10.2016 г. N жилое помещение на территории Архаринского района Амурской области ему не предоставлено. На основании изложенного, прокурор Индустриального района г. Хабаровска просил суд обязать Министерство ЖКХ Хабаровского края включить Уланова А.Н., ДД.ММ.ГГГГр., в список детей-сирот и детей, оставшихся без истечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений и предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв.м. в пределах г. Хабаровска.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 15 декабря 2016 года исковые требования прокурора Индустриального района г. Хабаровска в интересах Уланова А.Н. удовлетворены.
На Министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность включить Уланова А.Н., ДД.ММ.ГГГГр., в список детей-сирот и детей, оставшихся без истечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений.
На Министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность предоставить Уланову А.Н., ДД.ММ.ГГГГр., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв.м. в пределах г. Хабаровска.
В апелляционной жалобе Министерство ЖКХ Хабаровского края просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что распоряжение об отказе во включении в список принято в соответствии с положениями действующего закона, установленными обстоятельствами и согласно которому за истцом закреплено жилое помещение и им не представлены необходимые документы, соответственно он не подтвердил свое право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. После вынесения указанного распоряжения у истца было 7 месяцев для повторного обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до вступления в законную силу 01.01.2013 г. Закона Хабаровского края от 10.12.2012 г. N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", однако он не реализовал предусмотренное законом право по своей вине. Таким образом, еще до отбывания наказания в местах лишения свободы с 26.02.2014 г. по 25.08.2016 г. в возрасте 24 лет истец утратил право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае достижение Улановым А.Н. 23-летнего возраста не может служить основанием для отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственною жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку Уланов А.Н. сохраняет право на предоставление жилого помещения до фактического обеспечения его жилым помещением.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, родителями Уланова А.Н., ДД.ММ.ГГГГр., являются мать ФИО1, отец ФИО2 (свидетельство о рождении N от 23.06.1993 г.).
Решением Архаринского районного народного суда Амурской области от 30.05.1999 г. мать Уланова А.Н. - ФИО1 лишена родительских прав, решение вступило в законную силу 10.06.1996 г.
Решением Дальнереченского городского суда Приморского края от 29.04.1998 г. отец Уланова А.Н. - ФИО2 лишен родительских прав.
Согласно постановлению Администрации Архаринского района от 31.01.1996 г. N Уланов А.Н. определен в детское сиротское учреждение, за ним закреплена жилплощадь в Архаринском районе.
Согласно ответу управления образования Администрации г. Хабаровска от 22.12.1999 г. N, МОУ Детский дом N от 12.05.2000 г. N, Уланов А.Н. переведен в МОУ Детский дом N из "данные изъяты".
Согласно ответу Отдела опеки и попечительства по г. Хабаровску Министерства образования и науки Хабаровского края от 07.03.2012 г., Уланов А.Н. являлся воспитанником МОУ Детский дом N, с 01.09.2005 г. обучался и состоял на полном государственном обеспечении в ПУ N.
На основании постановления заместителя мэра, председателя комитета по управлению Южным округом Администрации г Хабаровска от 29.10.2003 г. N Уланов А.Н. направлен в войсковую часть в качестве воспитанника на полное государственное обеспечение.
В период с 26.02.2014 г. по 25.08.2016 г. Уланов А.Н. отбывал наказание в местах лишения свободы в ФКУ ИК 3, освободился из мест лишения свободы 25.08.2016 г.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю от 13.02.2012 г. N, справке КГУП "Хабкрайинвентаризация" от 14.02.2012 г. N права на объекты недвижимого имущества за Улановым А.Н. не зарегистрированы.
Распоряжением Министерства ЖКХ Хабаровского края от 05.05.2012 г. N Уланову А.Н. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственною жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений, по причине того, что согласно постановлению первого заместителя главы Администрации Архаринского района Амурской области от 31.01.1996 г. N за Улановым А.Н. закреплено жилое помещение.
Согласно ответу от 05.10.2016 г. N и.о. главы Администрации Архаринского района Амурской области жилое помещение на территории Архаринского района Амурской области Уланову А.Н. не предоставлено.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. N 185-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 8 названного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, достигшие возраста 14 лет.
Как следует из п. 9 ст. 8 того же Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, было изменено и содержание ст. 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен п. 2 ч. 2 статьи, в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Хабаровского края, благоустроенными жилыми помещениями государственного жилищного фонда края, регулирует Закон Хабаровского края от 10.12.2012 г. N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае", положения которого соответствуют Жилищному кодексу РФ и вышеприведенным положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ.
Как следует из п. 2 ст. 2 названного Закона Хабаровского края право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, установленным настоящим законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006 г. N 96 "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края" (в редакции постановления Губернатора края от 14.08.2013 г. N 67) Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями: по организации ведения учета государственного жилищного фонда края; учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма; по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края (пп. 2.2.1); по принятию решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края (п. 2.5).
Материалами дела подтверждено, что Уланов А.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Каких либо доказательств свидетельствующих о том, что истец является собственником либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, материалы дела не содержат.
По окончании образовательных учреждений жилое помещение истцу не предоставлялось, на день разрешения спора жильем он также не обеспечен.
Судебная коллегия полагает, что само по себе достижение лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении им льгот, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку право лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья.
То обстоятельство, что Уланов А.Н. не был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственною жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений, не может являться основанием для отказа в реализации предусмотренного законом права.
По вышеизложенным основаниям, доводы апелляционной жалобы, которые по существу сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана соответствующая правовая оценка и оснований, для переоценки которых у судебной коллегии не имеется, оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат и признаются судебной коллегией несостоятельными.
Судебная коллегия полагает, что постановленное по делу решение суда отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ о законности и обоснованности. Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 15 декабря 2016 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Индустриального района г. Хабаровска в интересах Уланова А. Н. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о включении в список, предоставлении жилого помещения - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства ЖКХ Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Кустова
Судьи С.И. Дорожко
Т.В. Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.