Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Пархомович Г.П., Прониной А.В.,
при секретаре Майнагашевой Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 21 марта 2017 года дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Таштыпского района Султрекова А.М. на решение Таштыпского районного суда Республики Хакасия от 12 января 2017 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Таштыпского района в интересах Миягашева М.И. к администрации Таштыпского района о возложении обязании по обеспечению жилым помещением.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения прокурора Зайцевой О.И., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Таштыпского района обратился в суд с иском к администрации Таштыпского района о возложении обязании по обеспечению Миягашева М.И. жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения на территории с. Таштып Таштыпского района Республики Хакасия.
В обоснование иска указано, что Миягашев М.И. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, является нуждающимся в жилом помещении, имеет право на получение жилья, однако, до настоящего времени администрацией Таштыпского района жилое помещение не предоставлено.
В судебном заседании прокурор Могилин В.А. заявленные требования поддержал.
Истец Миягашев М.И. поддержала исковые требования, пояснил, что его мама умерла, отец в отношении него лишен родительских прав. С 2012 г. по 2014 г. он обучался в профессиональном училище ... , жил в общежитии. По окончании училища и до настоящего времени он проживает у брата ФИО7 в селе Таштып. Собственного жилья не имеет, связывает свою дальнейшую жизнь лишь в ... Нанимателем жилья по договору социального найма не является.
Дело на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) рассмотрено в отсутствие представителя ответчика администрации Таштыпского района, представителя третьего лица МКУ "Управление образование Таштыпского района".
Суд постановилрешение, которым обязал администрацию Таштыпского района Республики Хакасия предоставить Миягашеву М.И. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам представления площади жилого помещения в с. Таштып Таштыпского района Республики Хакасия.
С решением не согласился представитель ответчика Султреков А.М.
В апелляционной жалобе просил решение суда отменить. Указывал, что администрация Таштыпского района не может нести ответственности за переданные полномочия, которые не обеспечены достаточным финансированием из бюджета Республики Хакасия.
Рассмотрев дело по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В связи с принятием Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 г. N 107-ЗРХ утратил силу Закон Республики Хакасия от 19.10.2009 г. N 104-ЗРХ "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет".
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 г. N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно части 4 статьи 4 указанного закона, договоры найма жилого помещения специализированного жилищного фонда заключаются сроком на пять лет, и являются основанием для вселения граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, в предоставленные жилые помещения.
В судебном заседании установлено, что Миягашев М.И. родился ... , его родителями являлись ФИО9, ФИО10 (л.д.53).
ФИО10 умерла ... , что подтверждается свидетельством о смерти от ... (л.д.15).
Решением Таштыпского районного суда от ... ФИО9 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего Миягашева М.И. (л.д.8 - 9).
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что Миягашев М.И. является лицом, оставшийся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество от 05.09.2014 г. и 26.03.2011 г., и как усматривается из справки Таштыпского сельсовета от 20.02.2012 г. сведений о зарегистрированных правах Миягашева М.И., ФИО9, ФИО10 на объекты недвижимого имущества прав не имеется (л.д.10, 15, 16, 170.
Постановлением главы администрации Анчульского сельсовета от 27.12.2011 г. Миягашев М.И. постановлен на учет для получения жилого помещения (л.д.13).
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание приведенные выше положения действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что Миягашев М.И. являясь лицом из числа детей-сирот, признанный нуждающимся в обеспечении жилым помещением, имеет право на получение жилого помещения специализированного жилого фонда по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма.
Доводы жалобы о том, что администрация Таштыпского района не может нести ответственность за переданные полномочия, которые не обеспечены достаточным финансированием из республиканского бюджета, в результате чего образовался значительный список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, имеющих право на получение жилья, однако, не обеспеченных жилым помещением, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
На основании положений Закона Республики Хакасия от 5.12.2005 г. N 85-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на неограниченный срок. На осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.
В соответствии со статьей 5 вышеприведенного Закона основанием для прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий может быть:
1) взаимное согласие органов местного самоуправления и органа государственной власти Республики Хакасия о необходимости отзыва государственных полномочий;
2) решение органа государственной власти Республики Хакасия на основании заключения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Хакасия о неисполнении, ненадлежащем исполнении или нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления;
3) внесение изменений в законодательство Российской Федерации, исключающих из компетенции органов исполнительной власти Республики Хакасия обязанность по осуществлению государственных полномочий.
Решение о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий принимается Верховным Советом Республики Хакасия по представлению Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия в соответствии с законодательством Республики Хакасия.
В силу вышеприведенных норм права дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение жилья, непосредственная обязанность по обеспечению жильем возложена на органы местного самоуправления.
Ответчиком не предоставлено доказательств прекращения осуществления им государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно и оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Исходя изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таштыпского районного суда Республики Хакасия от 12 января 2017 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Таштыпского района Султрекова А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи А.В. Пронина
Г.П. Пархомович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.