Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Редько Е.П.,
при секретаре Гриценко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Организация" к Правительству Республики Хакасия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Организация" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Выражая несогласие с кадастровой стоимостью земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N, просит установить кадастровую стоимость равной его рыночной стоимости в размере ... руб.
В судебном заседании представитель административного истца Метляева Н.И., действующая на основании доверенности, требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" Малыхина Е.В., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что административный ответчик не оспаривает право ОАО "Организация" на установление рыночной стоимости земельного участка ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости). Полагает, что ФГБУ ФКП "Росреестра" является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия Березина В.Н. не возражала против удовлетворения административного иска, представила письменный отзыв.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (далее - Управления Росреестра по РХ), Правительства Республики Хакасия, заинтересованного лица администрации муниципального образования г. Саяногорск в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
В письменных отзывах представители административных ответчиков Управления Росреестра по РХ Зубец Н.В., Правительства РХ Кунучаков В.Г. не возражали против удовлетворения административного иска, указали, что не оспаривают право административного истца на установление рыночной стоимости земельного участка ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости).
Выслушав объяснения присутствующих лиц, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).
Часть 3 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) определяет, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Часть 2 ст. 3 указанного Закона закрепляет, что кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ).
Аналогичное положение содержится в ч. 4 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, предусматривающей, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
ОАО "Организация" является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается договором купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-20 т. 1), свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21 т. 1), выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 209 т. 1).
В силу ч. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. Согласно п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия были утверждены постановлением Правительства Республики Хакасия от 16 марта 2012 г. N 171. Перечень земельных участков в г. Саяногорске, подлежащих государственной кадастровой оценке, составлен по состоянию на 1 января 2011 г. и включает в себя земельный участок с кадастровым номером N.
Из представленного Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасии отчета N "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Республики Хакасия" следует, что оценка спорного земельного участка произведена по состоянию на 1 января 2011 г. и составляет кадастровую стоимость в размере ... руб. (л.д. 234-235 т. 1).
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ указано, что земельный участок с кадастровым номером N состоит на кадастровом учете; дата внесения сведений о кадастровой стоимости - 5 января 2013 г.; дата определения кадастровой стоимости - 1 января 2011 г. (л.д. 15 т. 2).
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует рыночной стоимости и нарушает права как налогоплательщика земельного налога, ОАО " "Организация" ДД.ММ.ГГГГ обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (л.д. 44 т. 1), в суд - ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование требований административным истцом представлен отчет N, выполненный ИП К.Н., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет ... руб. (л.д. 46-101 т. 1).
Из положительного экспертного заключения N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного некоммерческим партнёрством саморегулируемой организацией "Общество", следует, что отчет об оценке N соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (л.д. 102-133 т. 1).
Суд полагает возможным принять указанный отчет в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку данный отчет соответствует требованиям закона.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость.
Возражений относительно достоверности определенной в отчете N рыночной стоимости земельного участка и соответствия отчета требованиям законодательства Российской Федерации лицами, участвующими в деле, не заявлено.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление ОАО "Организация" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (ч. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 28) разъяснено, что Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (п. 28 Постановления Пленума ВС РФ N 28).
Часть 6 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности закрепляет, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В пункте 7 Постановления Пленума ВС РФ N 28 указано, что на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
С учетом изложенного, заявленное к ФГБУ "ФКП Росреестра" требование удовлетворению не подлежит, поскольку данный орган является ненадлежащим административным ответчиком по делу, так как не являлся органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, и органом, осуществившим функции по государственной кадастровой оценки, спорного земельного участка.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление открытого акционерного общества "Организация" к Правительству Республики Хакасия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере ... руб. с 1 января 2016 года до даты утверждения и (или) внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
В удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества "Организация" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.П. Редько
В окончательной форме решение изготовлено 10 марта 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.