Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Соколовой Н.М., Вороновой М.Н.,
при секретаре Ивановой О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 5 апреля 2017 года апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Ивантеевского городского суда Московской области от 19 января 2017 года по делу по административному иску Осташкиной Е. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на сооружение,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя Осташкиной Е.А. - Баяндурова И.Р.,
установила:
Осташкина Е.А. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, просила признать незаконным отказ административного ответчика в государственной регистрации права собственности на сооружение - водопровод с кадастровым номером "данные изъяты", изложенный в сообщении от 3 октября 2016 года; обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности административного истца на указанный объект недвижимого имущества.
Свои требования административный истец мотивировала тем, что 23 августа 2016 года она обратилась через МФЦ г. Ивантеевки в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о регистрации права собственности на сооружение - водопровод с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты", представив вместе с заявлением Технические условия от 13 апреля 2007 года "данные изъяты", Договор подряда на прокладку магистрального водопровода от 17 октября 2007 года, кадастровый паспорт от 18 мая 2016 года, декларацию об объекте недвижимого имущества от 23 августа 2016 года.
1 сентября 2016 года государственная регистрация права собственности была приостановлена в связи с отсутствием документов, подтверждающих права на земельный участок, на котором расположен водопровод, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
3 октября 2016 года административным ответчиком принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на основании пунктов 1, 2 статьи 19, абзацев 10, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Осташкина Е.А. считает данный отказ незаконным, нарушающим её права как собственника возведенного объекта, препятствующим подключению жилого дома к водопроводной сети и получению коммунальной услуги водоснабжения по месту жительства.
В судебном заседании представитель административного истца Баяндуров И.Р. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Крюков К.Р. административный иск не признал.
Решением Ивантеевского городского суда Московской области от 19 января 2017 года административное исковое заявление Осташкиной Е.А. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Осташкина Е.А., представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в установленном законом порядке.
В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя Осташкиной Е.А. - Баяндурова И.Р., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела усматривается, что для подключения к сети водоснабжения нескольких жилых домов по "данные изъяты" МУП "Ивантеевский Водоканал" выданы Технические условия от 13 апреля 2007 года "данные изъяты" (л.д. 19).
В соответствии с указанными Техническими условиями для подключения к сети водоснабжения принадлежащего Осташкиной Е.А. на праве собственности жилого дома по адресу: "данные изъяты", находящегося на принадлежащем ей же на праве собственности земельном участке площадью 2400 кв. м по тому же адресу (л.д. 20-21), Осташкиным А.Н. (супруг административного истца - л.д. 22) с её согласия заключен Договор подряда на прокладку магистрального водопровода от 17 октября 2007 года с ООО "Архитектоника" (л.д. 23). Оплата работ произведена в полном объеме (л.д. 24-25).
Работы по указанному Договору подряда выполнены и приняты без замечаний, что подтверждается Актом "данные изъяты" на выполнение работ-услуг от 16 ноября 2007 года (л.д. 26).
Согласно Акту "данные изъяты" на выполнение работ-услуг от 16 ноября 2007 года, Акту на скрытые работы по устройству водопровода от 19 мая 2016 года, Акту гидравлического испытания наружных сетей водопровода от 19 мая 2016 года, Акту приемки в эксплуатацию водопровода от 19 мая 2016 года строительство водопровода завершено, приемочные испытания водопровода проведены без замечаний, соответствие Техническим условиям "данные изъяты" от 13 апреля 2007 года подтверждено (л.д. 26-29).
Водопровод поставлен на кадастровый учет 18 мая 2016 года с присвоением кадастрового номера "данные изъяты" (л.д. 9-12).
23 августа 2016 года Осташкина Е.А. обратилась через МФЦ г. Ивантеевки в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о регистрации права собственности на сооружение - водопровод с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты", представив вместе с заявлением Технические условия от 13 апреля 2007 года "данные изъяты", Договор подряда на прокладку магистрального водопровода от 17 октября 2007 года, кадастровый паспорт от 18 мая 2016 года, согласие от 22 августа 2016 года, декларацию об объекте недвижимого имущества от 23 августа 2016 года, квитанцию от 23 августа 2016 года "данные изъяты" "данные изъяты" расписку от 23 августа 2016 года (л.д. 14).
1 сентября 2016 года государственная регистрация права была приостановлена в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности на земельный участок, на котором расположен водопровод, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (л.д. 15-16).
3 октября 2016 года административным ответчиком принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности Осташкиной Е.А. на водопровод на основании пунктов 1, 2 статьи 19, абзацев 10, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (л.д. 17-18).
В соответствии с абзацами 10, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации установлено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
В силу пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации приведен перечень объектов, для строительства (реконструкции) которых не требуется выдача разрешения на строительство.
Данный перечень не является исчерпывающим, законодательством субъектов Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется (пункт 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Так, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 10 октября 2014 года N 124/2014-ОЗ "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области" получение разрешения на строительство не требуется в случаях строительства, реконструкции водопроводных сетей с внутренним диаметром труб до 300 миллиметров включительно до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам водоснабжения объектов капитального строительства.
Материалами дела подтверждается, что спорный водопровод является подземным сооружением, имеет протяженность 50 м и диаметр 110 мм, то есть полностью соответствует критериям, предусмотренным в пункте 7 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 10 октября 2014 года N 124/2014-ОЗ "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области", а потому для создания данного объекта разрешение на строительство и ввод его в эксплуатацию не требуется.
Согласно положениям статей 23, 78, 89, 90 Земельного кодекса Российской Федерации нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.
В соответствии с пунктом 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта из состава земель других категорий, не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. При этом после ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300, вступившим в силу с 1 марта 2015 года, в перечень объектов, размещение которых может осуществляться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, включены водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 2 Перечня), а также подземные линейные сооружения, их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 1 Перечня).
Таким образом, инженерные коммуникации, строительство и приемка в эксплуатацию которых осуществлены в порядке, предусмотренном действующим законодательством, могут располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними.
При изложенных обстоятельствах административный ответчик не имел права требовать от Осташкиной Е.А. предоставления документов, подтверждающих ее право на земельный участок, на котором расположен спорный водопровод, следовательно, отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в государственной регистрации права собственности Осташкиной Е.А. (сообщение от 3 октября 2016 года "данные изъяты") является незаконным.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда об удовлетворении заявленных Осташкиной Е.А. требований, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ивантеевского городского суда Московской области от 19 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.