Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Цибиной Т.О.,
судей Довиденко Е.А., Параскун Т.И.,
при секретаре Добротворской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Л.Т.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Л.О.В., на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 09 декабря 2016 года по делу
по иску Л.Т.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Л.О.В., к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула о признании права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.Т.А. владеет внеплановым жилым домом, расположенным по адресу: "адрес" "адрес", ДД.ММ.ГГ постройки, земельный участок в установленном законом порядке не предоставлялся.
Для признания права собственности на указанное домостроение Л.Т.А. ДД.ММ.ГГ обратилась в комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула (далее - Комитет) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительного согласования предоставления земельного участка ей в собственность.
ДД.ММ.ГГ Комитет отказал в удовлетворении поданного заявления на том основании, что земельный участок расположен в территориальной зоне зеленых насаждений специального назначения (Р4), в границах зон градостроительных ограничений - охранной зоне водовода, зоне затопления и водоохранной зоне.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Л.Т.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Л.О.В., обратилась в суд с иском к Комитету о признании права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, расположенного по адресу "адрес" "адрес".
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 09.12.2016 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Л.Т.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Считает, что в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" вправе претендовать на предоставление ей земельного участка бесплатно в собственность, поскольку имеет в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Неплановый жилой дом по "адрес" "адрес" в "адрес" построен в ДД.ММ.ГГ. Согласно техническому заключению о наличии (отсутствии) градостроительных ограничений от ДД.ММ.ГГ земельный участок по указанному адресу относится к градостроительной зоне П. 6, в которой условно разрешенным видом использования земельного участка является строительство и эксплуатация индивидуальных жилых домов. Предоставление земельных участков в собственность для индивидуального строительства в указанной зоне осуществлялось ранее, и часть соседних земельных участков принадлежит их владельцам на праве собственности. Решением Барнаульской городской Думы N 521 от 30.10.2015 внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского округа - г. Барнаула Алтайского края, зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4), в которую входил её земельный участок, изменена на зону зеленых насаждений специального назначения (Р.4).
Полагает, что поскольку ранее действовавшее зонирование предусматривало возможность оформления права собственности на спорный земельный участок, а изменение зоны произведено без учета фактического расположения объектов на данной территории, то это не должно нарушать права истцов на предоставление земельного участка.
Кроме того, в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земли, находящиеся в санитарно-защитных зонах, в водоохранных зонах, в зонах подтопления паводковыми водами, не включены в перечень земель, ограниченных в обороте или изъятых из оборота. Статья 65 Водного кодекса Российской Федерации также не содержит запрета на строительство и эксплуатацию жилых домов.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно п.п.4 абз.1 ст.2 Закона Алтайского края от 2 ноября 2015 года N 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" (действующего на момент возникновения спорных отношений) земельный участок однократно предоставляется бесплатно в собственность граждан, если на земельном участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен п.1 ст.39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно техническому паспорту жилой дом, расположенный по адресу "адрес" "адрес" является самовольной постройкой, первоначально возведен в ДД.ММ.ГГ на земельном участке площадью "данные изъяты" кв.м, который в установленном законом порядке для строительства и эксплуатации дома не предоставлялся.
Согласно Положению о комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, утвержденному решением Барнаульской городской Думы N 33 от 26 декабря 2008 года, Комитет является органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере земельных отношений. На него возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и принятию распоряжений об утверждении схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в пределах компетенции по предоставлению земельных участков, образованных в результате перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществлению и подготовке схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий и проектов постановлений администрации города об утверждении схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (п. 3.10 Положения).
ДД.ММ.ГГ Л.Т.А. обратилась в Комитет с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. по адресу "адрес" "адрес" в собственность без проведения торгов для эксплуатации жилого дома, приложив схему расположения земельного участка.
ДД.ММ.ГГ Комитетом отказано в утверждении схемы расположения земельного участка и в согласовании предоставления в собственность земельного участка по причине расположения участка в зоне зеленых насаждений специального назначения (Р-4), а также в границах зон градостроительных ограничений - санитарно-защитной зоне, зоне затопления паводком и водоохранной зоне.
Разрешая исковые требования Л.Т.А. и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок по "адрес" "адрес" в "адрес" расположен в зоне зеленых насаждений специального назначения Р.4, градостроительным регламентом которой не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство.
Статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена процедура предварительного согласования предоставления земельного участка (при предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов) в случае, если земельный участок на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка установлены в п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно подп. 1 приведенного пункта, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, то данное обстоятельство является основанием для отказа в согласовании.
В свою очередь в подп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка послужила разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, пункт 4 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Согласно пункту 6 данной статьи образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 9 октября 2012 года N 834 (в ред. от 30 октября 2015 года N 521) (далее - Правила землепользования N 834), спорный земельный участок расположен в территориальной зоне зеленых насаждений специального назначения (Р.4).
Градостроительным регламентом данной территориальной зоны определены следующие виды разрешенного использования земельных участков: основные виды разрешенного использования:
- защитные зеленые насаждения;
-зеленые насаждения общего пользования (объекты городского озеленения).
Условно разрешенных видов использования земельного участка и объектов капитального строительства в данной территориальной зоне не установлено.
Вспомогательные виды разрешенного использования:
- объекты, технологически связанные с назначением основного вида использования;
- объекты транспортной, инженерной инфраструктуры (ч. 1 ст. 89 Правил землепользования N 834).
Таким образом, поскольку в соответствии с действующими на момент обращения истца с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка Правилами землепользования спорный земельный участок расположен в территориальной зоне зеленых насаждений специального назначения (Р.4), где жилищное строительство не предусмотрено, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ранее действовавшее зонирование предусматривало возможность оформления права собственности на спорный земельный участок, а изменение зоны произведено без учета фактического расположения объектов на данной территории, и это не должно нарушать права истцов на предоставление земельного участка, отклоняются судебной коллегией.
До определения регламента данной территориальной зоны Л.Т.А. с требованием о предоставлении земельного участка не обращалась, в связи с чем у собственника данного земельного участка отсутствовали основания для учета характера использования земельного участка и его границ при определении зоны Р.4.
Довод апелляционной жалобы о том, что предоставление земельных участков в собственность для индивидуального строительства в указанной зоне ранее осуществлялось, и часть соседних земельных участков принадлежит их владельцам на праве собственности, отклоняется, так как предоставление в собственность других земельных участков производилось при иных фактических обстоятельствах и не может повлиять на рассмотрение настоящего спора.
Судом первой инстанции также установлено, что спорный земельный участок находится в санитарно-защитной зоне Северного промышленного района, водоохранной зоне реки Оби, зоне затопления паводком 1% обеспеченности, что является нарушением п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 90 названных Правил землепользования N 834 установлены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленные законодательством Российской Федерации со ссылками на соответствующие нормативные правовые акты.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу подп. 1 ч. 2 ст. 56 того же Кодекса могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно ст. 1 указанного Закона факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;
Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" участок, отводимый для размещения жилых зданий, должен: находиться за пределами территории промышленно-коммунальных, санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов в почве, качеству атмосферного воздуха, уровню ионизирующего излучения, физических факторов (шум, инфразвук, вибрация, электромагнитные поля) в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
В соответствии с п.п.2,3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Статьей 90 Правил землепользования N834 установлено, что в соответствии с пунктами 5.1 - 5.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
При таких обстоятельствах, образование земельного участка для целей, указанных Л.Т.А., является нарушением вышеприведенных норм градостроительного и земельного законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" истец вправе претендовать на предоставление ей земельного участка бесплатно в собственность, поскольку имеет в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, отклоняется судебной коллегией, так как спорный земельный участок не может быть предоставлен под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, а сводятся лишь к несогласию с ними, субъективной оценке установленных обстоятельств, неправильному толкованию норм права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Л.Т.А. на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 09 декабря 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.