Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Довиденко Е.А., Кавуновой В.В.
при секретаре Савищевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам ответчика ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, его представителя Отделения (территориальное отделение г.Барнаул) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 21 декабря 2016 по делу по иску Войтович Н. И. к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (территориальное отделение г.Барнаул), войсковой части 52929, о признании права на обеспечение жильем по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Войтович Н.И. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (территориальное отделение г.Барнаул), войсковой части 52929, о признании права на обеспечение жильем по избранному месту жительства.
В обоснование иска указала на то, что проходила военную службу по контракту с 1994 года в войсковой части 29551 в ЗАТО Сибирский Алтайского края (данная войсковая часть входит в состав в/ч 52929).
Приказом командира войсковой части 29551 N 142 (по строевой части) от 28 июля 2011 года уволена с военной службы с зачислением в отставку в связи с достижением предельного возраста (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), с 28 июля 2011 года исключена из списков личного состава воинской части. Общая продолжительность военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, в календарном исчислении -17 лет 1 месяц 7 дней.
20 апреля 2009 года, во время прохождения военной службы, она обратилась к командиру дивизиона с рапортом, в котором выразила желание изменить место жительства после увольнения с военной службы. Далее данный рапорт с ходатайством командира 3 дивизиона, был направлен вышестоящему командиру. Согласно установленному в войсковой части порядку, военнослужащий включался в очередь желающих получить жилье в избранном месте жительства за три года до предполагаемого увольнения.
Ее рапорт был положительно рассмотрен, в связи с чем, она полагала, что включена в вышеназванную очередь.
По неизвестным причинам, ее заявление и документы так и не были переданы в Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны России отделение
В целях реализации положенного ей права на обеспечение жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, она обратилась в ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ для постановки на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма в избранном ею после увольнения месте жительства г. Барнауле.
Решением начальника отделения (территориального, г. Барнаул) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России от 1 марта 2016 г. N 26/46 ей отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с утратой статуса военнослужащего.
Полагает, что должностными лицами ФГКУ "Центррегионжилье" неправильно применены нормы материального права, в связи с чем, действия, связанные с отказом в принятии на учет нуждающихся в получении жилого помещения в избранном месте жительства незаконны и существенно нарушают ее жилищные права.
В настоящее время она проживает в квартире, предоставленной по месту прохождения военной службы. Данное жилое помещение относится к муниципальному жилищному фонду социального использования ЗАТО Сибирский Алтайского края. Жилья в собственности она и члены ее семьи не имеют.
Кроме того, до увольнения с военной службы, она неоднократно выражала желание быть обеспеченной жилым помещением в избранном месте жительства г. Барнауле, о котором было достоверно известно должностным лицам войсковой части. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих является обязанностью командиров. Однако, мер по реализации ее права на жилье со стороны командования предпринято не было, несмотря на очевидное право быть уволенной лишь после обеспечения жилым помещением.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просила суд признать незаконным решение начальника отделения (территориального, г.Барнаул) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России от 01.03.2016 N "данные изъяты";
обязать начальника отделения (территориального, г.Барнаул) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России отменить решение от 01.03.2016 N "данные изъяты";
признать право Войтович Н.И. и членов ее семьи на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в избранном месте жительства;
обязать ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ вынести решение о признании Войтович Н.И. и членов ее семьи нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма в избранном месте жительства г. Барнауле;
обязать ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ принять ее и членов ее семьи на учет нуждающихся в жилом помещении в избранном месте жительства с 20.04.2009 года, с дальнейшим предоставлением субсидии;
признать незаконным бездействие должностных лиц в/ч 52929.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 21 декабря 2016 исковые требования удовлетворены частично.
За Войтович Н.И. признано право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства совместно с членами ее семьи.
Признано незаконным и отменено решение ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" N "данные изъяты" от 01 марта 2016 года об отказе в принятии Войтович Н.И. на учет нуждающихся в жилых помещениях.
ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" обязано принять Войтович Н.И. и членов ее семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном им постоянном месте жительства с момента подачи заявления о постановке на учет.
В остальной части исковых требований, а также в требованиях к войсковой части 52929 отказано.
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ просит об отмене решения по тем основаниям, что суд первой инстанции при разрешении спора не учел, что представленного истцом рапорта, в котором она ходатайствует об обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства в г.Барнауле, недостаточно для вывода о соблюдении истцом надлежащего порядка по постановке на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, поскольку вопрос о ее постановке на соответствующий учет жилищной комиссией войсковой части не рассматривался, решение о признании ее нуждающейся не выносилось, документы истицы для проверки в КЭЧ не передавались, сведения о постановке истицы на учет нуждающихся в систематизированной системе учета отсутствуют.
Кроме того, судом не разрешено заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, заявленное им в возражениях на исковое заявление, по тем основаниям, что с момента увольнения истицы с военной службы произошло более 5 лет.
При этом суд первой инстанции не обсудил заявление ответчика о передаче дела по подсудности в Октябрьский районный суд г.Екатеренбурга, имеющееся в материалах дела и рассмотрел дело с нарушением правил подсудности спора.
В апелляционной жалобе представителя ответчика Отделения (территориальное отделение г.Барнаул) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ просит об отмене решения, ссылаясь на то, что суд при рассмотрении спора не учел, что в период прохождения военной службы истец не признавалась нуждающимся в жилых помещениях, на соответствующем учете не состояла и не состоит, на момент обращения в уполномоченный орган статус военнослужащего у истицы отсутствует, документы представила спустя 4г.8 мес. после прекращения военной службы.
В возражениях на апелляционные жалобы ответчиков истица Войтович Н.И. просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании в апелляционной инстанции представитель истицы Войтович Н.И. Кожа Н.М. просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно.
В силу пункта 3 статьи 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 15 данного Федерального закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 в редакции, действовавшей на момент увольнения истицы, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ N 1054 от 06.09.1998 были утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Указанными Правилами решение вопросов о постановке на очередь и предоставления жилья возлагалось на органы местного самоуправления, жилищные комиссии которых признавали нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту службы военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, вели такой учет, принимали решение о предоставлении жилья (пункты 4, 9, 17).
Согласно пункту 7 Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является, в числе других: избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.
Решением Верховного Суда РФ от 14.04.2009, установлено, что нормы Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1054 от 06.09.1998, в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 года, противоречат закону и в силу статьи 120 Конституции РФ части 2 статьи 11 ГПК РФ применению не подлежат.
Разрешая спор, суд признал установленным, что истец уволена с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, что подтверждается выпиской из приказа командира в/ч 29551 N "данные изъяты" от 28 июля 2011 года (л.д. "данные изъяты").
Решением ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ N26/46 от 1 марта 2016 истцу отказано в принятии на учёт нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма по тем основаниям, что она обратилась с заявлением о постановке его на учет по истечении 3-х лет с момента увольнения(л.д. "данные изъяты").
На момент увольнения истец и члены его семьи зарегистрированы и проживают по настоящее время в квартире в ЗАТО Сибирский, "адрес" по договору социального найма(л.д. "данные изъяты").
Квартира находится в муниципальной собственности ЗАТО Сибирский.
Как следует из материалов дела, согласно рапорту истца от 20.04.2009 на имя командира 3 дивизиона рапорт, она просила внести ее в списки на отселение с членами семьи по избранному месту жительства в г. Барнаул (л.д. "данные изъяты").
Из листа беседы от 17 июня 2011 при увольнении истицы следует, что она просила обеспечить жильем в избранном месте жительстве в г.Барнауле. (л.д. "данные изъяты")
Таким образом, вывод суда первой инстанции, что истец, подав 20.04.2009 рапорт о предоставлении жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства должна был быть включен в соответствующий список военнослужащих и граждан, нуждающихся в получении жилья в избранном месте жительства, соответствует материалам дела.
Согласно пункту 14 статьи 15 в действующей в настоящее время обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, жилых помещений по договору социального найма.
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и Правила предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно.
Указанные нормативные акты установили механизм реализации военнослужащими права на получение жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства. Признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих, принятие их на учет осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Как видно из положений вышеуказанных Правил и Инструкции они распространяются на военнослужащих, т.е. граждан, проходящих военную службу в настоящее время, и подлежащих увольнению с военной службы. При этом в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, соответствующее заявление о признании нуждающимися в получении жилых помещений должно быть подано в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части (пункт 5 Правил).
Вместе с тем в настоящее время в Российской Федерации продолжают действовать Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку ... нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054.
Согласно подп. "и" п. 7 Правил учета избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции, что с учетом того обстоятельства, что истица была уволена с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и имела безусловное право на выбор для проживания любого населенного пункта в Российской Федерации, не относящегося к месту прохождения военной службы, и соответственно, государство гарантировало ей предоставление по окончании военной службы жилого помещения по избранному месту жительства в одной из форм, предусмотренных законом.
Истица в установленном порядке выразила желание на обеспечение жильем по избранному месту жительства, однако не смогла реализовать данное право по не зависящим от нее причинам, в связи с изменением правового регулирования по вопросам жилищного обеспечения в период увольнения с военной службы, отсутствия механизма реализации права.
Вместе с тем реализация гражданином гарантированного государством права на жилье не может быть поставлена в зависимость от нестабильности правового регулирования, несвоевременного принятия нормативных актов, определяющих порядок его реализации.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу, что требования истицы, направленные на восстановление ее прав на обеспечение за счет федерального бюджета жильем по избранному месту жительства, подлежат удовлетворению.
В настоящее время в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 N 1455 и Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280, учет граждан, уволенных с военной службы, нуждающимися в получении жилых помещений, а также предоставление жилья, возложены на специализированную организацию Министерства обороны РФ - ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения".
Поскольку решением данного учреждения от 01.03.2016 истцу было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, тогда как судом установлено, что истец имеет право на обеспечение жильем по избранному месту жительства, суд правильно указанное решение отменил, обязав ФГКУ "Центррегионжилье" принять истца и членов его семьи, на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства.
Доводы апелляционных жалоб ответчика, что суд первой инстанции при разрешении спора не учел, что представленного истцом рапорта, в котором она ходатайствует об обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства в г.Барнауле, недостаточно для вывода о соблюдении истцом надлежащего порядка по постановке на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, подлежат отклонению, поскольку справкой ЗАТО Сибирский Алтайского края от 01.12.2016 подтверждается, что истица с 09.10.2005 состоит в Администрации ЗАТО Сибирский на учете граждан, желающих выехать на новое место жительства (регистрационный номер 1653, по состоянию на 01.12.2016 -609) (л.д. "данные изъяты")
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что судом не разрешено заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, заявленное им в возражениях на исковое заявление, не принимаются во внимание, поскольку они не были заявлены до вынесения решения судом первой инстанции. Так, из материалов дела видно, что отзыв на исковое заявление был направлен ответчиком почтовым отправлением 21.12.2016 (л.д. "данные изъяты") в день судебного заседания, а поступил в суд 29.12.2016, когда как решение суда по существу спора постановлено21.12.2016. В судебном заседании представитель не участвовал.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, его заявление о передаче дела по подсудности в Октябрьский районный суд г.Екатеренбурга, судом разрешено, о чем вынесено 21.12.2016 определение об отказе в удовлетворении указанного ходатайства, имеющиеся на л.д. "данные изъяты".
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 21 декабря 2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, его представителя Отделения (территориальное отделение г.Барнаул) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.