Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Арбачаковой А.В., Варнавского В.М.,
при секретаре Горской О.В.,
с участием истца Лисиной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Лисиной А. В. на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 16 января 2017 года
по иску Лисиной А. В. к ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края о признании незаконным решения, возложении обязанности выдать сертификат на материнский (семейный) капитал.
Заслушав доклад судьи Арбачаковой А.В., выслушав истца Лисину А.В., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Лисина А.В. обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения *** от ДД.ММ.ГГ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал; обязании ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края выдать сертификат на материнский (семейный) капитал как женщине, являющейся гражданкой Российской Федерации и родившей второго ребенка.
В обоснование заявленных требований указала, что истец в связи с рождением второго ребенка обратилась в Управление Пенсионного фонда г.Барнаула с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный капитал). Решением от ДД.ММ.ГГ в выдаче сертификата ей было отказано, поскольку представлена справка о рождении от ДД.ММ.ГГ в отношении первого ребенка. Ссылаясь на нормы Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", истец полагает, что приобрела право на материнский (семейный) капитал как женщина, родившая (усыновившая) второго ребенка, начиная с 01.01.2007.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 16.01.2017 исковые требования Лисиной А.В. к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Лисина А.В. просит отменить решение суда, принять новое об удовлетворении заявленных требований. Полагает необоснованными выводы суда о том, что государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым, не может расцениваться как доказательство наличия факта рождения ребенка. В связи с принятием Федерального закона от 28.07.2010 N 241-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала", в случае смерти ребенка на первой недели жизни согласно ст. 20 Закона N 140-ФЗ "Об актах гражданского состояния" выдается как свидетельство о рождении, так и свидетельство о смерти ребенка. Таким образом, документом, подтверждающим рождение у истца ребенка, является выданная органами записи актов гражданского состояния на основании справки о рождении, представленной медицинским учреждением, справка формы *** о рождении мертвого ребенка. Указанная справка в установленном законом порядке наделяет родителя ребенка соответствующими правами и обязанностями. Кроме того, перечень оснований для отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предусмотренный в п. 7 Правил подачи заявления о выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, является исчерпывающим.
Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) по доводам жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГ истец родила первого ребенка, родившегося мертвым.
ДД.ММ.ГГ Лисина А.В. родила второго ребенка- Лисина Р.Д.
ДД.ММ.ГГ истец обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ Лисиной А.В. отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, поскольку отсутствует право на дополнительные меры государственной поддержки, не представлены документы, подтверждающие рождение детей, справка о рождении формы *** не может быть принята в качестве документа, подтверждающего факт рождения ребенка при установлении права на материнский (семейный) капитал.
Разрешая заявленные требования при установленных обстоятельствах, надлежаще оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку истец не приобрела право на дополнительные меры государственной поддержки, установленные действующим законодательством.
Судебная коллегия соглашается с мотивированными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 265-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе у женщин, имеющих гражданство Российской Федерации, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01.01.2007 (п. 1 ч. 1 ст. 3); женщины, родившие второго ребенка, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (ч. 1 ст. 5).
Согласно пункту 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский семейный капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 18.10.2011 N 1180н, заявление подается с предъявлением документов, в том числе подтверждающих рождение (усыновление) детей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 09.11.2010 N 1440-О-О, N 1441-О-О, законодатель, исходя из целей принятия Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки рождение ребенка живым, то есть связывает право на получение дополнительных мер государственной поддержки с фактом рождения живого ребенка
В силу ст.47 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.3 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" рождение, как акт гражданского состояния, подлежит государственной регистрации.
В соответствии с п.1 ст.20 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка. Государственная регистрация смерти ребенка, родившегося мертвым, не производится.
С учетом изложенного, требование о предоставлении реквизитов свидетельства о рождении может быть выполнено только в случае рождения живого ребенка.
При таких обстоятельствах, поскольку у истца, родившей первого ребенка мертвым, не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", основания для удовлетворения заявленных истцом требований отсутствовали.
Доводы жалобы об обратном являются необоснованными.
Ссылка в жалобе на Федеральный закон от 28.07.2010 N 241-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала", предусматривающей в случае смерти ребенка на первой недели жизни согласно ст.20 Закона "Об актах гражданского состояния", выдачу как свидетельства о рождении, так и свидетельства о смерти ребенка, судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку доказательств смерти ребенка на первой неделе жизни не представлено.
Указание на то, что п. 7 Правил, устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, не является основанием для отмены решения суда, поскольку признание факта рождения ребенка живым в качестве необходимого условия возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки согласуется с установленными законодателем условиями предоставления основных мер социальной поддержки гражданам, имеющим детей. Право на получение соответствующих денежных выплат (государственных пособий), предоставляемых в связи с рождением детей и обеспечивающих гарантируемую государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, граждане приобретают лишь при рождении ребенка живым.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, основаны на неверном толковании норм материального права и не влекут отмены принятого судом решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 16 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лисиной А. В.- без удовлетворения.
Председательствующий: Л.А. Науменко
Судьи: А.В. Арбачакова
В.М. Варнавский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.