Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего
судей
при секретаре
при участии прокурора
Гореловой Т.В.,
Бредихиной С.Г., Медведева А.А.,
Добротворской В.В.,
Текутьевой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Федерального государственного казенного учреждения "1 отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю" и апелляционное представление прокурора Ленинского района города Барнаула на решение Ленинского районного суда города Барнаула Алтайского края от 31 января 2017 года по делу
по иску Федерального государственного казенного учреждения "1 отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю" к Бауману А. А., Бауман Л. А. и Бауману А. А. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Гореловой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федеральное государственное казенное учреждение "1 отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю" (далее - ФГКУ "1 отряд ФПС по Алтайскому краю") обратилось в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что квартира N *** по "адрес" является собственностью Российской Федерации и принадлежит истцу на праве оперативного управления.
ДД.ММ.ГГ между ФГКУ "1 отряд ФПС по Алтайскому краю" (наймодатель) и Бауманом А. А. (наниматель) заключен договор найма служебного жилого помещения, по условиям которого вышеуказанная квартира предоставлена нанимателю и членам его семьи во временное владение и пользование на период прохождения службы.
ДД.ММ.ГГ Бауман А. А. уволен со службы, однако служебное жилое помещение он и члены его семьи в добровольном порядке не освобождают.
На основании изложенного, ФГКУ "1 отряд ФПС по Алтайскому краю" просило суд выселить Баумана А. А., Бауман Л.А. и Баумана А. А. из служебного жилого помещения по адресу: "адрес" без предоставления другого жилого помещения, а также взыскать с ответчиков 6 000 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Решением Ленинского районного суда города Барнаула Алтайского края от 31 января 2017 года исковые требования ФГКУ "1 отряд ФПС по Алтайскому краю" оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, истцом подана апелляционная жалоба с просьбой об отмене решения суда и удовлетворении заявленных исковых требований с возложением на ответчиков обязанности по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
В обоснование жалобы, ссылаясь на неприменение судом закона, подлежащего применению, указано, что определяющим признаком при вселении Баумана А. А. в жилое помещение являлась его служебная деятельность, возможность его оперативного реагирования в случае служебной необходимости. Служебные жилые помещения имеют особый правовой режим и предназначены для временного проживания граждан в период их службы. Обязанность освобождения нанимателем и членами его семьи занимаемого служебного помещения установлена статьями 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 15 Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N217, а также условиями договора найма, заключенного сторонами. Истец не согласен с выводом суда о недопустимости выселения ответчиков ввиду того, что они могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. В деле отсутствуют доказательства, что ответчики состояли на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, как до 01 марта 2005 года (до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации), так и после указанной даты.
Прокурор Ленинского района города Барнаула в апелляционном представлении также просит отменить решение суда, указывая на то, что выводы суда не основаны на нормах права. По мнению прокурора, ссылка суда на статью 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" несостоятельна, поскольку применению подлежали нормы статьи 93, части 1 статьи 104, части 1 статьи 103, статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым увольнение Баумана А. А. со службы свидетельствует о прекращении договора найма служебного жилого помещения и является основанием для выселения как его самого, так и членов его семьи, права которых производны от прав нанимателя.
В письменных возражениях на жалобу ответчики просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Иост Ю.А. поддержал доводы жалобы, прокурор Текутьева Я.В. настаивала на отмене решения суда по доводам, изложенным в представлении, ответчик Бауман А. А. просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем, на основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в жалобе и представлении прокурора, а также в возражениях ответчиков, выслушав участников процесса, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, квартира N *** в доме "адрес" находится в собственности Российской Федерации на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N3020-1 и распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае от ДД.ММ.ГГ *** передана в оперативное управление ФГКУ "1 отряд ФКП по Алтайскому краю".
Ответчики утверждают, что в указанной служебной квартире они проживают с 2003 года, при этом Бауман Л.А. состоит на регистрационном учете по указанному адресу с ДД.ММ.ГГ, Бауман А. А. - с ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ ФГКУ "1 отряд ФПС по Алтайскому краю" и Бауман А. А. заключили договор, согласно которому спорная квартира предоставлена Бауману А. А. и членам его семьи - Бауман Л.А. и Бауману А. А. за плату во временное (на период прохождения службы) владение и пользование.
В соответствии с пунктом 19 договора в случае расторжения или прекращения договора в связи с окончанием срока службы наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению приоритетных направлений инвестиционно-строительной деятельности, жилищного обеспечения и эффективного использования основных фондов СРЦ МЧС России от ДД.ММ.ГГ *** жилые помещения по "адрес", в том числе спорная квартира включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям.
Вместе с тем, с момента постройки здания пожарного депо с прилегающими к нему жилыми помещениями для проживания сотрудников спорная квартира имела статус служебного помещения, следовательно, последующее включение квартиры в специализированный жилищный фонд не свидетельствует о том, что такое решение принято впервые, учитывая целевое назначение здания в целом и спорного помещения в частности, а также место нахождения квартиры (неразрывность помещения с иными помещениями здания пожарной части: производственными, учебно-спортивными и др.). Кроме того, наличие у спорной квартиры статуса служебного жилого помещения ответчиками при рассмотрении дела не оспаривалось.
Приказом Главного управления от ДД.ММ.ГГ ***-НС Бауман А. А. ДД.ММ.ГГ уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту "з" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***-I (по ограниченному состоянию здоровья). На день увольнения его выслуга лет в календарном исчислении составила 26 лет 2 месяца 23 дня.
Письмом начальника ФГКУ "1 отряд ФПС по Алтайскому краю" от ДД.ММ.ГГ Бауман А. А. уведомлен о прекращении договора найма служебного жилого помещения и необходимости его освобождения.
При этом согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах на объекты недвижимости, расположенные на территории Алтайского края филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Алтайскому краю" Бауман Л.А и Бауману А. А. на праве общей долевой собственности (по ? доли каждому) принадлежит жилое помещение общей площадью 19,4кв.м по адресу: "адрес" на основании договора бесплатной передачи жилья в частную собственность в порядке его приватизации от ДД.ММ.ГГ.
Согласно справке Главного управления МЧС России по Алтайскому краю Бауман А. А. состоит в Управлении на учете, нуждающихся в обеспечении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГ.
По сведениям жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю бывший сотрудник федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Алтайскому краю Бауман А. А. в списках очередников, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма, вставших на соответствующий учет по нормам Жилищного кодекса РСФСР до 2005 года не состоит.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение является служебным, было предоставлено Бауману А. А. и членам его семьи для временного проживания на период прохождения им службы, ответчики вселены в спорное жилое помещение до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем на них распространяются дополнительные гарантии, предусмотренные статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Учитывая, что Бауман А. А. и члены его семьи на основании положений Жилищного кодекса РСФСР, Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N335, могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, на момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Бауман А. А. имел выслугу более 10 лет, и, значит, не подлежал выселению без предоставления другого жилого помещения, по настоящее время жилым помещением, соответствующим установленной решением Барнаульской городской Думы от 27 февраля 2006 года N294 учетной норме площади жилого помещения, не обеспечен, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для выселения ответчиков из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Между тем, судебная коллегия полагает, что решение суда принято с нарушением норм материального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.
В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношении с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Как указано в части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержались и в статьях 105, 107 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления спорного жилого помещения ответчикам.
Часть 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - статья 13 Вводного закона) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставляемых им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии со статьей 107 Жилищного кодекса РСФСР рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих") (пункт 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР).
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете).
Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан являющиеся малоимущими.
Между тем, данных о том, что ответчики признавались в установленном законом порядке малоимущими, материалы дела не содержат, тогда как сам по себе факт необеспеченности гражданина жилым помещением, занимаемым по договору социального найма или на праве собственности, в соответствии с установленной нормой, не является безусловным основанием для принятия такого лица на учет нуждающихся в жилом помещении, что не было учтено судом при разрешении спора.
При таких обстоятельствах, с учетом фактических обстоятельств дела, вывод суда о том, что ответчики не подлежат выселению из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, является не верным, что является основанием для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы истца и апелляционного представления прокурора.
Доводы возражений ответчиков о том, что они не подлежат выселению из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, свидетельствуют о неправильном толковании ими норм материального права и основанием для отказа в удовлетворении жалобы и представления не являются.
В силу части 3 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов.
С учетом отмены решения суда подлежит по правилам статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины взыскать в пользу истца 6 000 рублей, по 2 000 рублей с каждого.
При подаче апелляционной жалобы на решение суда истцом государственная пошлина не была оплачена, определением Ленинского районного суда города Барнаула Алтайского края от 22 февраля 2017 года ФГКУ "1 отряд ФПС по Алтайскому краю" была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей до рассмотрения жалобы по существу.
В этой связи, учитывая, что апелляционная жалоба истца признана судебной коллегией обоснованной, на основании статей 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 000 рублей (по 1 000 рублей с каждого) в доход местного бюджета.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Барнаула Алтайского края от 31 января 2017 года отменить и принять по делу новое решение.
Исковые требования Федерального государственного казенного учреждения "1 отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю" удовлетворить.
Выселить Баумана А. А., Бауман Л. А., Баумана А. А. из служебного жилого помещения по адресу: "адрес" без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать с Баумана А. А., Бауман Л. А., Баумана А. А. в пользу Федерального государственного казенного учреждения "1 отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю" в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 6 000 рублей (по 2 000 рублей с каждого).
Взыскать с Баумана А. А., Бауман Л. А., Баумана А. А. в доход муниципального образования городской округ город Барнаул Алтайского края государственную пошлину в размере 3 000 рублей (по 1 000 рублей с каждого).
Апелляционную жалобу истца Федерального государственного казенного учреждения "1 отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю" и апелляционное представление прокурора Ленинского района города Барнаула удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.