Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Титовой В.В., Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Ждановой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула
на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 08 сентября 2016 года по делу по административному исковому заявлению Лавренюк Н. И. к комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия
установила:
Лавренюк Н.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (далее также - Комитет) об отказе в переносе красных линий по адресу: "адрес", "адрес", устранении допущенных нарушений.
Требования мотивированы тем, что 02 июня 2016 года Лавренюк Н.И. обратилась в комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула с заявлением о переносе красной линии по адресу: "адрес", "адрес" для эксплуатации жилого дома. На данное обращение Комитетом 27 июня 2016 года дан ответ ***, согласно которому в переносе красной линии отказано. Полагает указанное решение принятым незаконно, поскольку ссылка на Нормативы градостроительного проектирования Алтайского края неприемлема ввиду отсутствия законодательных запретов и ограничений на перенос красной линии для улиц и дорог местного значения. Перенос красной линии на 50 см не повлияет на развитие инфраструктуры города, проходимость транспортного потока по пер. Радищева. Напротив, отказ в переносе красной линии существенно нарушает права административного истца на реализацию прав собственника.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 08 сентября 2016 года административные исковые требования удовлетворены. Признано незаконным решение комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула об отказе Лавренюк Н.И. в переносе красной линии по адресу: "адрес", выраженное в письме от 27 июня 2016 года. На комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Лавренюк Н.И. о переносе красной линии по адресу: "адрес", "адрес". С комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула в пользу Лавренюк Н.И. взысканы судебные расходы "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что границы земельного участка по указанному адресу установлены по границе красной линии, за границами земельного участка расположен металлический гараж и установлено ограждение, что является самозахватом территории общего пользования и нарушением действующего законодательства. Красные линии рассчитаны Главным архитектором города в 1998 году. Отказом Комитета в переносе красной линии права Лавренюк Н.И. не нарушаются, поскольку земельный участок предоставлен истцу в собственность в пределах красных линий и не выходит за их пределы. Кроме того, такой способ установки красной линии, как ее перенос, действующим законодательством не предусмотрен.
В судебное заседание Лавренюк Н.И. не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело по апелляционной жалобе в ее отсутствие.
Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав представителя комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула Казанцеву Е.Н., настаивавшую на доводах жалобы, представителя административного истца Новикову Л.В., возражавшую против ее удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик, разрешая обращение административного истца и принимая решение об отказе в переносе красных линий, вышел за пределы предоставленных ему полномочий.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным, основанным на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (здесь и далее все нормы приведены в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения), со статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. В частности, к таким территориям относятся площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также проекта межевания территории (пункты 1 и 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории (статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 56 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 20 июня 2008 года N 789, установлено, что администрация города, в том числе организует разработку на основании Генерального плана городского округа документации по планировке территории городского округа.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 8 Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 года N 834 (далее - Правила землепользования и застройки), принятие решений о подготовке документации по планировке территории отнесено к полномочиям администрации г. Барнаула в области землепользования и застройки.
В силу части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 42 Правил землепользования и застройки постановление о подготовке документации по планировке территории принимается администрацией г. Барнаула по собственной инициативе либо на основании предложений физических или юридических лиц по подготовке документации по планировке территории.
В отсутствие утвержденных проектов планировки территории установление красных линий может осуществляться путем подготовки и утверждения чертежей красных линий, фиксирующих границы существующих территорий общего пользования и границы существующих элементов планировочной структуры. Состав, порядок подготовки и утверждения чертежей красных линий утверждается постановлением администрации города Барнаула (пункт 5 статьи 38 Правил землепользования и застройки). Такое постановление администрацией города Барнаула в настоящее время не принято.
Согласно положению о комитете по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 25 июля 2010 года N 333, Комитет является органом местного самоуправления, уполномоченным на решение вопросов местного значения в области градостроительной и архитектурной деятельности. Для решения возложенных на него задач Комитет, в том числе осуществляет подготовку проектов постановлений, распоряжений администрации города по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета. Одними из основных функций Комитета являются: организация подготовки, согласование и утверждение документации по планировке территории на основе Генерального плана городского округа - города Барнаула; осуществление организации своевременного рассмотрения обращений физических и юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию Комитета.
Из системного анализа приведенных нормативных положений следует, что установление, изменение, отмена красных линий осуществляются в составе документации по планировке территории, принятие решений по указанным вопросам относится к компетенции администрации города Барнаула.
Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула правом принятия самостоятельного решения в рассматриваемом случае не наделен.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Лавренюк Н.И. на праве собственности принадлежит 2/3 доли в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", "адрес".
Согласно сведениям ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю границы земельного участка по вышеуказанному адресу установлены по границе красной линии.
01 июня 2016 года Лавренюк Н.И. обратилась в комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула с заявлением о рассмотрении возможности переноса красной линии по указанному выше адресу для эксплуатации жилого дома и хозяйственных построек.
Указанное заявление подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном для заявлений и предложений о подготовке документации по планировке территории, поскольку, исходя из поставленного в нем вопроса, Лавренюк Н.И. заявлено об изменении существующей планировки территории.
Следовательно, принятие решения по результатам рассмотрения заявления находится вне пределов компетенции административного ответчика, который в силу пункта 3.15 Положения о Комитете должен был организовать рассмотрение данного обращения в установленном порядке.
Между тем заявление Лавренюк Н.И. рассмотрено комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула с принятием решения по существу. Письмом *** от 27 июня 2016 года в переносе красной линии по указанному адресу отказано.
Указание в ответе на то, что решение принято комиссией по землепользованию и застройке не свидетельствует о его законности. Кроме того, оспариваемое решение подписано заместителем председателя Комитета.
При установленных по делу обстоятельствах судом первой инстанции принято обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного утверждение подателя апелляционной жалобы о том, что права административного истца оспариваемым отказом не нарушены, так как вопрос об установлении красной линии не мог быть разрешен на основании поступившего в Комитет заявления Лавренюк Н.И. о переносе красной линии, признается несостоятельным.
Ссылки в жалобе на то, что при рассмотрении заявления Лавренюк Н.И. не требовалось соблюдение процедуры, предусмотренной статьями 45, 46 Градостроительного кодека Российской Федерации, так как красные линии установлены до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, а новый проект планировки территории не разрабатывался, не принимаются, поскольку в нарушение установленного порядка решение по существу поставленного вопроса принято неуполномоченным органом.
По этим же основаниям не принимаются как не влияющие на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для переноса красной линии.
Поскольку выводы суда об удовлетворении требований Лавренюк Н.И. являются правомерными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, учитывая, что нарушений норм процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 08 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.