Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 23 марта 2017 г. по делу N 33а-119/2017
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Ушаковой М.В., судей Ракова А.В. и Томашевича В.В., при секретаре Овчинниковой Е.Ю. с участием прокурора отдела военной прокуратуры Носовой Е.Г., административного истца Зуева А.В. и представителя административных ответчиков - командующего и командира войсковой части Т рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Краснознаменского гарнизонного военного суда от 20 января 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Зуева А. В. об оспаривании действий Министра обороны РФ и командующего , связанных с увольнением его с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Ушаковой М.В., выступления административного истца в поддержку доводов апелляционной жалобы и представителя административного ответчика, просившего решение суда первой инстанции оставить без изменения, а также заключение военного прокурора, полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия, -
установила:
Зуев, проходивший военную службу в распоряжении командира войсковой части _, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными и отменить приказ Министра обороны РФ от 8 февраля 2016 года N 63 об увольнении его с военной службы и приказ командующего от 17 февраля 2016 года N17 об исключении из списков личного состава воинской части, восстановить его на военной службе до обеспечения жилым помещением, а также обязать командующего выплатить ему ежемесячную надбавку за особые условия военной службы на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделениями, за период с 18 апреля 2011 года по 18 апреля 2014 года. Кроме того, истец просил возместить ему судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 руб.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции истец отказался от иска в части требований, касающихся невыплаты ему надбавки за особые условия службы и возмещения судебных расходов. Определениями _ гарнизонного военного суда от 20 января 2017 года производство по иску Зуева в указанной части прекращено.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска Зуева отказано.
В апелляционной жалобе Зуев просит состоявшееся судебное решение отменить и принять по делу новое - об удовлетворении его требований, в обоснование чего приводит доводы, суть которых сводится к тому, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, что привело, по его мнению, к вынесению незаконного решения.
Так, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о том, что, что он являлся нанимателем по договору социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: _, поскольку такой договор был заключен с его супругой 8 октября 2013 года.
Не соответствует действительности, как указывает автор жалобы, и вывод суда о том, что данная квартира была предоставлена ему Министерством обороны РФ, поскольку она была получена в результате раздела жилой площади в г. О..
В заключение жалобы Зуев утверждает, что в настоящее время он и члены его семьи не обеспечены жильем по установленным нормам.
Выслушав выступление участвующих в судебном заседании лиц, рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Вопреки позиции автора жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а обжалуемое решение по существу является верным.
Согласно абзацу третьему п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по их выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 23 того же закона, военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Анализ содержания вышеприведенной нормы закона позволяет прийти к выводу о том, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.
Вместе с тем, эта норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилого помещения, должна применяться к военнослужащим, в зависимости от их обеспеченности жильем по месту военной службы.
Поэтому абз.2 п.1 ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", являясь одной из гарантий жилищных прав военнослужащих, устанавливает запрет на увольнение по указанным в нем основаниям военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем именно по последнему месту военной службы.
Как видно из материалов дела, Зуев, заключивший первый контракт до 1 января 1998 года, проходил военную службу в войсковой части _, дислоцированной в _, где он и члены его семьи по установленной учетной норме обеспечены жилым помещением по договору социального найма - квартирой _, общей площадью 34,1 кв.м., расположенной по _.
Имея выслугу более 10 лет, Зуев (с составом семьи 4 человека) в мае 2006 года был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному после увольнения со службы постоянному месту жительства - _. Таким образом, избранное Зуевым после увольнения с военной службы место жительство совпадает с последним местом его военной службы.
Эти обстоятельства являются юридически значимыми для дела.
Поскольку истец обеспечен по установленным нормам по последнему месту военной службы жилым помещением для постоянного проживания, препятствий к увольнению Зуева с военной службы, несмотря на отсутствие на то его согласия, не имелось.
Анализ изложенных обстоятельств и правовых норм позволяет судебной коллегии прийти к выводу о том, что, вопреки доводам автора жалобы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемыми действиями должностных лиц права и законные интересы Зуева нарушены не были, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении его искового заявления.
Утверждение истца о том, что он и члены его семьи не обеспечены жильем по установленным нормам, является несостоятельным, поскольку в соответствии с Решением Совета депутатов городского округа _ Московской области от 10 февраля 2010 года N14/2 "Об утверждении учетной нормы общей площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда городского округа _" учетная норма площади предоставления жилья в _ составляет 8 кв.м, а не 14 кв.м, как ошибочно утверждается в апелляционной жалобе.
Что же касается доводов Зуева в апелляционной жалобе относительного оснований его вселения в квартиру, расположенную в поселке _, а также того, что нанимателем этого жилья является не он, а его супруга, то эти обстоятельства правового значения для настоящего спора не имеют.
Иная оценка обстоятельств дела, которой придерживается автор жалобы, по убеждению судебной коллегии, законность и обоснованность судебного решения под сомнение не ставит и основанием для его отмены не является.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия, -
определила:
Решение Краснознаменского гарнизонного военного суда от 20 января 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Зуева А. В. об оспаривании действий Министра обороны РФ и командующего , связанных с увольнением его с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.