Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Овчинниковой Л.Д.
судей
Луковицкой Т.А., Цыганковой В.А.
с участием прокурора
Спассковой Т.А.
при секретаре
Кудревановой К.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 января 2017 г. апелляционную жалобу ФГУП "Почта России" на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июля 2016 г. по гражданскому делу N 2-1273/2016 по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГУП "Почта России" об обязании совершить определенные действия,
Заслушав доклад судьи Овчинниковой Л.Д., выслушав объяснения представителя ответчика ФГУП "Почта России" - Никоновой И.Ф., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Спассковой Т.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФГУП "Почта России", в котором просил суд обязать ответчика ФГУП "Почта России", юридический адрес: 131000, Москва, "адрес", при сбросе сточных вод в систему коммунальной канализации по адресу: 192289, Санкт-Петербург, "адрес", в 90-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске 1 (Димитрова ул. КК 53), на выпуске 3 (Димитрова ул. КК 12) до достижения установленных нормативов водоотведения, взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства в размере 300 рублей.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" исковые требования природоохранного прокурора Санкт-Петербурга удовлетворены, постановленообязать ФГУП "Почта России", юридический адрес: 131000, Москва, "адрес", при сбросе сточных вод в систему коммунальной канализации по адресу: 192289, Санкт-Петербург, "адрес", в 90-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске 1 (Димитрова ул. КК 53), на выпуске 3 (Димитрова ул. КК 12) до достижения установленных нормативов водоотведения, взыскать с ФГУП "Почта России" в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик ФГУП "Почта России" просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители третьих лиц ЗАО "Вюрт Северо-Запад", Фрунзенская районная организация Санкт-Петербурга - местное отделение ВАО, ООО "Станция технического обслуживания "Фрунзенская", ГУП "Водоканал" в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в судебную коллегию не представили.
В силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 01.06.2004 ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее по договору предприятие) и ФГУП "Почта России" (далее по договору абонент) заключён договор N ... -О на отпуск питьевой воды, приём сточных вод и загрязняющих веществ.
25 марта 2005 г. между ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и ФГУП "Почта России" было заключено дополнительное соглашение N ... к договору от 01.06.2004 N ... -О.
По вышеназванному договору с учётом дополнительного соглашения ответчик обязался соблюдать условия и режимы водопотребления, приема (сброса) сточных вод, лимиты водопотребления и водоотведения, нормативы водоотведения по качеству сточных вод, установленные Правилами, иными нормативно-правовыми актами и разрешительной документацией предприятия. Осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сточных вод (включая сточные воды субабонентов) и за соблюдением лимитов водопотребления и водоотведения, нормативов водоотведения по качеству сточных вод. Не допускать сброса веществ, запрещенных (не разрешенных) к сбросу Правилами, действующим законодательством и иными нормативными актами. Разрабатывать (корректировать) и представлять на утверждение Предприятию допустимый сброс (ДС) загрязняющих веществ в порядке и сроки, установленные органами исполнительной власти Санкт-Петербурга. При отсутствии у абонента утвержденного предприятием допустимого сброса (ДС) загрязняющих веществ (или истечении установленных сроков его разработки (включая/утверждение предприятием) и/или действия), - зафиксированный предприятием сброс сточных вод и загрязняющих веществ абонента с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод считается несогласованным (п. 3.2.1 договора).
Из материалов дела также следует, что сброс сточных вод в систему коммунальной канализации по адресу: "адрес", Санкт-Петербург, "адрес", помимо ответчика осуществляют третьи лица ЗАО "Вюрт Северо-Запад", Фрунзенская районная организация Санкт-Петербурга - местное отделение ВАО, ООО "Станция технического обслуживания "Фрунзенская", на основании трёхсторонних соглашений к договору N ... -О от 01.06.2004.
Природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга в порядке надзора проверено соблюдение УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области филиал ФГУП "Почта России" требований природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в систему коммунальной канализации по адресу: "адрес"
В ходе контроля за соблюдением абонентом ФГУП "Почта России" нормативов водоотведения по составу сточных вод и соблюдением требований договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 01.06.2004 N ... -О, заключенного с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", 13.01.2015 и 27.04.2015 отобраны пробы сточных вод в системы коммунальной канализации.
Согласно извещениям N 23 от 27.01.2015, 13.01.2015 установлен сброс ФГУП "Почта России" сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам - выпуск 1 (Димитрова ул. КК 53): железо общее - кратность превышения 1,93, марганец - кратность превышения 11,97, цинк - кратность превышения 1,46; выпуск 3 (Димитрова ул. КК 12): марганец - кратность превышения 10,97.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Из статьи 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании п. 1 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
На основании п. 64 указанных Правил, абонент должен обеспечивать лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в системы канализации сточных вод.
В соответствии Правилами пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденными распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01 июня 2000 года N 11 "локальные очистные сооружения" - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента (субабонента) перед их сбросом (приемом) в систему коммунальной канализации.
Пунктом 1.4 указанных Правил установлено, что правила действуют на территории Санкт-Петербурга и его территориальных единиц, обязательны для "Организации ВКХ", а также для абонентов (заказчиков) независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Согласно п. 1.5 Правил пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01 июня 2000 года N 11, системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга предназначены для приема сточных вод от населения города, поверхностных дренажных и поливомоечных сточных вод, а также производственных сточных вод после локальной очистки.
Согласно п. 5.1 указанных Правил, сточные воды абонентов, принимаемые в системы канализации Санкт-Петербурга, должны соответствовать нормативам водоотведения по объему и качеству сточных вод, установленным органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.
В силу пункта 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Из пункта 111 названных Правил следует, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с п. 112 указанных Правил запрещен сброс (прием) абонентами в централизованные системы водоотведения сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к следующим недопустимым негативным последствиям, угрожающим работоспособности систем водоотведения: повреждение объектов централизованных систем водоотведения и нарушение режима их работы, в том числе в силу следующих причин: разрушающее коррозионное, абразивное или механическое действие на канализационные сети, иные сооружения и оборудование; образование в канализационных сетях и на очистных сооружениях пожароопасных, взрывоопасных и токсичных газопаровоздушных смесей; нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения, в том числе по причине содержания в сточных водах стойких, токсичных, биоаккумулирующих веществ, не поддающихся очистке; нарушение надежности и бесперебойности работы централизованной системы водоотведения, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и возникновения препятствий для тока воды; создание условий для причинения вреда здоровью персонала, обслуживающего централизованные системы водоотведения; невозможность утилизации осадков сточных вод с применением методов, безопасных для окружающей среды.
Согласно пункту 114 указанных Правил состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
На основании п. 116 Правил абоненты обязаны иметь и надлежащим образом эксплуатировать локальные очистные сооружения и обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, в случае, если абоненты отнесены к определенным Правительством Российской Федерации категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, или на объектах абонентов осуществляются производственные процессы по перечню согласно приложению N 4.
Таким образом, только полное соблюдение абонентом установленных ему нормативов водоотведения гарантирует соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, то есть отсутствие загрязнения водного объекта. С учетом вышеизложенного и принимая во внимание то, что централизованные системы коммунальной канализации организаций ВКХ предназначены для приема и очистки сбрасываемых населением бытовых сточных вод, сброс ответчиком в систему коммунальной канализации специфических загрязняющих веществ без локальной очистки с превышением установленных нормативов приводит к загрязнению водного объекта.
Судом первой инстанции установлено, что обязанность по соблюдению установленных ответчику нормативов водоотведения установлена п.п. 3.2.1. договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, заключенного между ответчиком и ГУП "Водоканал".
В ходе рассмотрения дела ответчиком доказательств, опровергающих результаты проведенной прокуратурой проверки, не представлено.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что ответственность по проведению мероприятий, направленных на повышение качества сточных вод на выпуске 1 (Димитрова ул. КК 53), на выпуске 3 (Димитрова ул. КК 12) до достижения установленных нормативов водоотведения должен нести не только ответчик, являющийся абонентом по договору с ГУП "Водоканал", а также субабоненты, были исследованы судом первой инстанции и признаны несостоятельными, оснований для иной оценки представленных в материалы дела доказательств судебная коллегия не находит.
Так, как верно указано судом первой инстанции, границы ответственности между абонентами и субабонентами не определены, сток вод на выпуске осуществляется одновременно абонентом и субабонентами, вместе с тем обязанность по контролю за деятельностью субабонентов возложена исключительно на абонента (ответчика), что установлено в пункте 3.2.1 договора N ... -О от 01.06.2004, в силу которого абонент обязуется соблюдать условия и режимы водопотребления, приёма (сброса) сточных вод, лимитов водопотребления и водоотведения, нормативы водоотведения по качеству сточных вод, установленных Правилами, иными нормативно-правовыми актами и разрешительной документацией Предприятия (абз. 1); осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сточных вод (включая сточные воды субабонентов) и соблюдением лимитов водопотребления и водоотведения, нормативов водоотведения по качеству сточных вод (абз. 2).
Условия соглашений к договору N ... -О от 01.06.2004, заключённых между ГУП "Водоканал", ответчиком и субабонентами (третьи лица), а именно положения указанных соглашений в части ответственности субабонентов, также не позволяют освободить ответчика от обязательств по проведению мероприятий, направленных на повышение качества сточных вод на выпуске 1 (Димитрова ул. КК 53), на выпуске 3 (Димитрова ул. КК 12) до достижения установленных нормативов водоотведения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что выявленное нарушение ответчиком требований законодательства в области охраны окружающей среды и водного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, требования природоохранного прокурора об обязании ответчика ФГУП "Почта России" при сбросе сточных вод в систему коммунальной канализации по адресу: "адрес", Санкт-Петербург, "адрес", провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске 1 ( "адрес"), на выпуске 3 ( "адрес") до достижения установленных нормативов водоотведения, подлежат удовлетворению.
Решение суда в части взыскания с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга государственной пошлины полностью согласуется с положениями ст. 103 ГПК Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене постановленного судом решения.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ и подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.