Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Подгорной Е.П.
судей
Петровой Ю.Ю., Сухаревой С.И.
при секретаре
Дарбаковой Н.Н.
рассмотрела в судебном заседании 25 января 2017 года гражданское дело N ... по апелляционной жалобе Симонова на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по иску Симонова к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России) о признании решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным и не порождающим правовых последствий, обязании предоставить жилищную субсидию.
Заслушав доклад судьи Подгорной Е.П., выслушав объяснения представителя истца Симонова - Садового, действующего на основании доверенности от "дата", сроком действия доверенности на "дата", изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Истец Симонов обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, просил суд о признании решения ответчика от 05 мая 2016 года о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным и не порождающим правовых последствий, обязании предоставить истцу жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан"
В обоснование иска истец указал, что он проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и был уволен в запас по приказу N ... от 02 апреля 2015 года по достижении предельного возраста пребывания на военной службе согласно п.п. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе". Выслуга лет составила в льготном исчислении 31 год 03 месяца 18 дней. 05 мая 2016 года ответчиком ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России было принято решение N ... о снятии Симонова с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Не согласившись с данным решением и считая его незаконным, истец обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, ссылаясь на незаконность снятия его с учета нуждающихся, поскольку ранее находившееся в собственности у его жены Симоновой жилое помещение - квартира по адресу: "адрес", общей площадью " ... " кв.м, была ею отчуждена по договору дарения от 02 февраля 2010 года, и другого жилья, кроме служебного на момент снятия его с учета, истец не имел, а так как с момента дарения квартиры прошло более пяти лет, считает снятие его с учета нуждающихся незаконным.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" в удовлетворении заявленных исковых требований Симонову отказано.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом посредством телефонной и факсимильной связи (л.д. 72, 73 - 74), ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили, истец доверил представлять свои интересы в суде апелляционной инстанции представителю на основании доверенности. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит выводы суда правомерными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению, исходя из следующего.
В силу п. 3 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 23 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту службы, они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 13, 14 ст. 15 данного Закона.
В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
Военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует и установлено в судебном разбирательстве, что Симонов проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с 17 ноября 1980 года и был уволен в запас по приказу N ... от 02 апреля 2015 года по достижении предельного возраста пребывания на военной службе согласно п.п. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе". Общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составляет 24 года 03 месяца 13 дней, в льготном исчислении 31 год 03 месяца 18 дней.
С 11 июля 2005 года Симонов и его жена Симонова состояли на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Из учетного дела Симонова следует, что на момент принятия на учет, истец относился к категории военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года.
На дату принятия семьи Симоновых на учет нуждающихся они проживали в служебном жилом помещении-квартире по адресу: "адрес" на основании выданного войсковой частью ордера N ... от 01 августа 1997 года.
Однако, в ходе проверки учетного дела Симонова, ответчиком было установлено, что Симонов состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 11 июля 2005 года, вместе с тем, на момент принятия Симоновых на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Симонова имела в собственности двухкомнатную квартиру общей площадью " ... " кв.м по адресу: "адрес", приобретенную по договору купли-продажи от 10 сентября 1998 года, в период брака с Симоновым. Государственная регистрация договора была произведена 14 сентября 1998 года.
При этом судом правомерно для разрешения вопроса о нуждаемости истца принято во внимание постановление главы г.Вологды от 15.07.2005 года N ... , в соответствии с которым, учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности жилым помещением в целях принятия на учет нуждающихся установлена в размере 10 кв.м на каждого члена семьи.
В силу положений п.п. "а" пункта 10 Постановление Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 (ред. от 08.08.2003, действующей на момент принятия истца на учет нуждающихся) "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры).
Учитывая, что Симонов и член его семьи - супруга Симонова по состоянию на 11 июля 2005 года были обеспечены жилым помещением -квартирой размером " ... " кв.м, то есть более учетной нормы (10 + 10), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец Симонов и его жена Симонова на момент принятия решения о постановке на учет нуждающихся (2005 год) были обеспечены жилым помещением по соответствующим нормам, и поэтому права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, они не имели.
В настоящее время данная квартира, расположенная по адресу: "адрес", передана по договору дарения от 02 февраля 2010 года в собственность дочери истца Симонова - Симоновой Е., государственная регистрация договора была произведена 19 февраля 2010 года.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, судом первой инстанции было установлено, что основанием принятия истца и его супруги на учет нуждающихся послужили сведения, не соответствующие действительности, что в силу положений в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ давало право ответчику на снятие их с учета нуждающихся, поэтому по результатам проверки ответчик принял правомерное решение от 05 мая 2016 года о снятии семьи истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных исковых требований о признании решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным.
В своих возражениях по принятому решению о снятии с учета, а также в доводах апелляционной жалобы истец Симонов указывает на то, что вышеуказанная квартира по адресу: "адрес", приобреталась по договору купли-продажи от 10 сентября 1998 года за собственные денежные средства, что государство истцу жилого помещения не предоставляло, что в приватизации ни он, ни его супруга не участвовали, что на учете нуждающихся состояли только двое членов семьи (он и его жена), а детей (сына и дочь) он не включал в список нуждающихся в жилых помещениях.
Оценивая эти доводы истца, суд правомерно указал, что они не могут служить основанием для признания принятого решения от "дата" о снятии Симонова и члена его семьи - жены Симоновой с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным, поскольку оно полностью соответствует требованиям п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и п. 14 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами, поскольку судом первой инстанции правильно определен характер спорных правоотношений, с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного его разрешения. Выводы суда, положенные в основу обжалуемого решения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Военнослужащие - граждане, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более признаются нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (аналогичные положения содержатся в Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих", Постановлении Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы".
Согласно ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с пп. "б" п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно пп. "а" п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих", военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Таким образом, учитывая, что на дату постановки на такой учет - 11 июля 2005 года, истец с женой не имели право быть поставленными на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, в связи с наличием у них двухкомнатной квартиры в собственности, то ответчик по результатам проверки документов истца 05 мая 2016 года принял обоснованное решение о снятии истца и его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, которое не может быть отменено по доводам, изложенным в исковом заявлении и в апелляционной жалобе, в связи с его правомерностью.
Производные исковые требования истца об обязании ответчика предоставить жилищную субсидию были правомерно отклонены, в связи с отказом в удовлетворении основного требования о признании решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что квартира по адресу: "адрес" отчуждена женой истца более 5 лет назад, в связи с чем ответчик не имел права снимать семью истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, не влияют на судьбу правильно постановленного судом решения.
Указанное выше обстоятельство может являться основанием для принятия вновь истца с членами его семьи на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, но не основанием для признания оспариваемого решения незаконным. При этом, как усматривается из материалов дела, 20 августа 2014 года истец уже обращался к ответчику о повторном принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, о результатах рассмотрения которого суду сообщать отказался.
Ссылки в апелляционной жалобе на нарушение конституционных прав истца на обеспечение его жилым помещением, отклоняются судебной коллегией.
Конституционное право граждан на жилище, как отмечается в преамбуле к постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, за исключением случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 01 марта 2005 г.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из данной конституционной нормы - часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав.
Вместе с тем в рамках данного спора судом не установлено виновных действий ответчика, нарушающих права и законные интересы истца.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, аналогичны заявленным в суде первой инстанции, проверялись судом, получили правильную оценку в решении в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Симонова - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.