Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Осининой Н.А.
судей
Овчинниковой Л.Д., Пошурковой Е.В.
при секретаре
Кудревановой К.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Зимбы А. Г. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 26 сентября 2016 года по гражданскому делу N2-4598/16 по иску Зимбы А. Г. к Администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении и восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Осининой Н.А., объяснения Зимбы А.Г. и его представителя Косаревой С.А., поддержавших доводы жалобы, представителя Администрации Невского района Санкт-Петербурга Николаева А.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Зимба А.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании распоряжения Администрации Невского района Санкт-Петербурга N 1974 от 19 августа 2015 года о снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным, обязании восстановить истца на учете нуждающихся в жилых помещениях с даты первоначального принятия на данный учет - с 24 сентября 1998 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 24 сентября 1998 года был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, проживающий в коммунальной квартире. 31 августа 2015 года истец получил по почте уведомление о снятии с учета по основаниям, предусмотренным п.2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N189-ФЗ РФ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (как обеспеченный жильем по совокупности жилых помещений) на основании распоряжения администрации Невского района Санкт-Петербурга от 19 августа 2015 года N1974. Истец считает указанное распоряжение администрации незаконным, нарушающим его права и законные интересы, поскольку он был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по двум основаниям: являлся ликвидатором в 1986 году аварии на Чернобыльской АЭС и проживал в коммунальной квартире. При этом на дату принятия оспариваемого решения основания, по которым истец был принят на учет, не изменились: истец остается ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС и проживает в коммунальной квартире. По мнению Зимбы А.Г., ответчиком неправомерно рассчитана жилищная обеспеченность истца с учетом приобретенного по договору купли-продажи от 18 ноября 2004 года жилого дома, поскольку указанный жилой дом расположен в другом субъекте РФ - "адрес", при этом из технического паспорта на здание следует, что дом является деревянным с печным отоплением, год постройки - 1939, дом является ветхим, не благоустроенным и не пригодным для постоянного проживания, истец использует его только в летний период, как дачу.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 26 сентября 2016 года в удовлетворении исковых требований Зимбы А.Г. отказано.
В апелляционной жалобе Зимба А.Г. просит решение суда отменить, полагает его незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения участников процесса, не усматривает правовых оснований для отмены состоявшегося решения суда.
Из материалов дела следует, что Зимба А.Г. с 28.11.1990 был зарегистрирован совместно с женой В.Л.Н. в отдельной трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" (л.д.146).
Брак между Зимба А.Г. и В.Л.Н. расторгнут 19.03.1991.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 10.06.1993 по гражданскому делу N 2-3141 по иску Зимбы А.Г. к В.Л.Н. в порядке раздела супружеского имущества произведен раздел жилого помещения и паенакоплений по квартире, расположенной в доме ЖСК -1202 по адресу: Санкт-Петербург, "адрес". За Зимбой А.Г. признано право пользования изолированной комнатной площадью 11,0 кв.м. в указанной квартире, за В.Л.Н. с двумя несовершеннолетними детьми признано право пользования двумя изолированными комнатами площадью 15,5 и 20,20 кв.м в указанном жилом помещении (л.д.36-37).
На основании заявления от 1.09.1998 Зимбы А.Г. решением жилищной комиссии от 9.09.1998 года N17 истец был принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма на основании п.16.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N712/6 с учетом льготы "участник ликвидации последствий аварии ЧАЭС в 1986 году" (л.д.40).
На основании справки ЖСК-1292 N 343 от 16.05.2006 и соглашения об определении долей от 25.05.2006 за Зимбой А.Г. 23.06.2006 зарегистрировано право собственности на 1/3 доли в квартире по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" (л.д.53). Собственником 2/3 долей в праве общей долевой собственности на указанную квартиру стала бывшая супруга истца В.Л.Н.
Согласно справке о регистрации от 17.11.2014, Зимба А.Г. с 5.06.2014 снят с регистрационного учета в квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", в связи с перменой места жительства (л.д. 146).
С 18.06.2014 Зимба А.Г. зарегистрирован постоянно проживающим в комнате размером 18,70 кв.м, расположенной в трехкомнатной коммунальной квартире, общей площадью 62,2 кв.м, по адресу: "адрес" (л.д.162).
Из материалов дела усматривается, что на основании договоров купли-продажи от 7.05.2014 и 26.05.2014, Зимба А.Г. произвел отчуждение принадлежащих ему 2/3 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", в размере по 1/6 доле в пользу В.Л.Н. и В.И.В. (л.д. 146).
Также из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи дома с земельным участком от "дата" Зимба А.Г. является собственником жилого дома общей площадью 79 кв.м, жилой площадью 61,0 кв.м и земельного участка площадью 1 500 кв.м., распложенных по адресу: "адрес" Право собственности истца на земельный участок и дом зарегистрировано в установленном законом порядке 17.12.2004 (л.д.13-16).
По результатам актуализации учетного дела Зимбы А.Г., на основании распоряжения Администрации Невского района Санкт-Петербурга от 19 августа 2015 года N1974 Зимба А.Г. снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ", как обеспеченный жильем по совокупности жилых помещений (распоряжение губернатора N 565-р), поскольку жилищная обеспеченность истца составила 70,35кв.м жилой площади и 92,84 кв.м общей площади жилых помещений (л.д.158).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Зимбы А.Г., суд первой инстанции, исходя из указанных установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, руководствуясь положениями ст.56 ЖК РФ, регулирующей основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, нормами Закона Санкт-Петербурга N407-65 от 19.07.2005, определяющими норму предоставления площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурга, пришел к выводу о том, что поскольку основания, по которым истец был принят на учет нуждающихся, отпали, истец обеспечен жилой площадью свыше нормы предоставления, следовательно, утратил право на обеспечение жилым помещением, предоставляемым на условиях социального найма, а потому правомерно снят с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается в связи со следующим.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ РФ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с п. 16.1 ранее действовавших Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N712/6, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, занимающие жилую площадь 5,5 кв. метра и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь в домах государственного и общественного жилищного фонда, в домах жилищно-строительных кооперативов и принадлежащих гражданам на праве личной собственности.
Согласно п. 16.2 указанных Правил, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, занимающие жилую площадь в квартирах, заселенных несколькими нанимателями, не связанных родственными отношениями, не являющихся в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР членами семьи нанимателя, в домах государственного и общественного жилищного фонда в случаях, когда граждане, проживающие на указанной жилой площади, не имеют другого жилья, пригодного для постоянного проживания.
Пунктом 29.1 ранее действовавших Правил установлено, что снятие граждан с учета, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (п. 12 Правил - минимальный размер предоставляемой жилой площади - 9 кв. м на человека), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Частью 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлено, что при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (далее - норма предоставления площади жилого помещения), составляет:18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек; 33 квадратных метра для одиноко проживающего гражданина.
Согласно пункту 2 статьи 3 указанного Закона при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Аналогичное правило установлено частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По смыслу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N407-65 при определении уровня обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения в целях постановки его на учет, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в целях рассмотрения вопроса о предоставлении гражданину такого жилого помещения или снятия его с учета нуждающихся, подлежат учету жилые помещения, собственником которых гражданин является или в отношении которых приобрел право бессрочного пользования.
Частями 1 и 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Как указывалось выше, истец зарегистрирован постоянно проживающим в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", общей площадью 62,20 кв.м, жилой площадью 42,0 кв.м (л.д.163), где совместно с собственником помещения К.У.В. занимает комнату площадью 18,70 кв.м. При этом доля общей площади в указанном жилом помещении, приходящаяся на истца, составляет 13, 85 кв.м, согласно следующему расчету: 62,20: 42,00 х 18,70 : 2 =13,85. Кроме того, истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 79,0 кв.м (л.д.13-16).
Поскольку в силу вышеприведенных положений жилищная обеспеченность истца должна быть рассчитана путем суммирования общей площади жилых помещений, собственником которых истец является или в отношении которых приобрел право бессрочного пользования, то истец обеспечен общей площадью жилых помещений в размере 92,84 кв.м.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, учитывая, что жилищная обеспеченность истца составляет более нормы предоставления - 18 кв.м в результате самостоятельного улучшения Зимбой А.Г. своих жилищных условий, при этом истец принимался на учет в соответствии с п. 16.1 ранее действовавших Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, как лицо, занимающее жилую площадь 5,5 кв. метра и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь в домах государственного и общественного жилищного фонда, в домах жилищно-строительных кооперативов и принадлежащих гражданам на праве личной собственности, соответственно, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ ответчик правомерно снял истца с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
В апелляционной жалобе Зимба А.Г. ссылается на то, что был поставлен на учет нуждающихся как проживающий в коммунальной квартире и как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, при этом указанные основания не изменились, в связи с чем полагает, что не утратил оснований состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Вместе с тем приведенные доводы не являются основанием для отмены решения суда, поскольку статус истца как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, определяет льготную категорию граждан, состоящих на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, и учитывается при обеспечении такой категории граждан жилыми помещениями, однако, самостоятельным основанием для принятия на жилищный учет наличие такового статуса не является.
При этом доводы истца о том, что он был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях как проживающий в коммунальной квартире опровергается материалами дела (решение жилищной комиссии от 9.09.1998 года N17 - л.д. 40).
Из материалов учетного дела следует, что истец был принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма на основании п.16.1 Правил учета, в соответствии с которым нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, занимающие жилую площадь 5,5 кв. метра и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь в домах государственного и общественного жилищного фонда, в домах жилищно-строительных кооперативов и принадлежащих гражданам на праве личной собственности.
По смыслу положений части 1 статьи 59 ЖК РФ под коммунальной квартирой понимается квартира, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, которые обладают самостоятельными правами в отношении занимаемых ими комнат.
Кроме того, согласно статье 21 Закона Санкт-Петербурга от 05 мая 2006 года N221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга", коммунальная квартира - квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и (или) собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством.
Таким образом, коммунальная квартира - это квартира, в которой отдельные комнаты заняты либо несколькими нанимателями, либо несколькими собственниками, не являющимися членами одной семьи, по отдельным договорам найма или по договорам о собственности (приватизация, купля-продажа, дарение и т.п.).
Как следует из материалов дела, истец при принятии его на жилищный учет в 1998 году проживал в отдельной трехкомнатной квартире в доме ЖСК 1292, которая впоследствии находилась в общей долевой собственности истца и его бывшей супруги на основании произведенного между ними раздела общего супружеского имущества. Определение доли в праве общей собственности, а также прекращение семейных отношений между участниками общей совместной собственности не влекут изменения статуса отдельной квартиры на квартиру коммунальную.
Довод апелляционной жалобы о том, что жилой дом был приобретен до введения в действия Жилищного кодекса РФ, в другом субъекте РФ, в связи с чем не подлежал учету при определении жилищной обеспеченности истца, судебной коллегией отклоняется, как не основанный на законе, поскольку имеющим правовое значение в данном случае является лишь факт наличия в собственности у истца жилого помещения, его размер и пригодность для проживания. Доказательств того, что жилой дом является непригодным для проживания, истец в ходе рассмотрения спора в противоречие требованиям ст. 56 ГПК РФ не представил. Согласно техническому паспорту на жилой дом, принадлежащий истцу, износ дома определен в размере 52% (л.д.17-26).
Другие доводы апелляционной жалобы Зимбы А.Г. повторяют позицию, изложенную при рассмотрении спора в суде первой инстанции, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, не опровергают изложенных в решении выводов суда первой инстанции, следовательно, не могут быть положены в основу отмены законного и обоснованного судебного постановления.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 26 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зимбы А. Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.