Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Стаховой Т.М., Чуфистова И.В.
при секретаре
Гольхиной К.А.
рассмотрела в судебном заседании 21 марта 2017 года административное дело N 2а-5755/2016 по апелляционной жалобе Аглиуллиной Л. П. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 23 ноября 2016 года по административному иску Аглиуллиной Л. П. к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., выслушав объяснения административного истца, представителя административного истца - Андреевой И.Ю., представителя административного ответчика - Судаковой О.С., изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Аглиуллина Л.П. ( " ... ") обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга, в котором просила признать незаконным решение административного ответчика о снятии её с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении недействительным.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просила обязать административного ответчика восстановить её в качестве нуждающейся в жилом помещении, сохранив номер очереди, установленной на момент снятия с учёта.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что с 1975 года проживала в общежитии по адресу: Адрес1. В 1985 году её семья из четырёх человек была поставлена на учёт нуждающихся в жилом помещении. В 1995 году, расторгнув брак с ФИО1, выехала из данного общежития в съёмную квартиру. В 2004 году вступила в брак ФИО2, о чём своевременно поставила в известность жилищный комитет администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга. В 2006 году между ФИО1 и администрацией заключён договор социального найма от 16.11.2006 N157 на кв. 56 в д. 26 корп.3 по ул. Беринга в Санкт-Петербурге, в данный договор необоснованно включена Аглиуллина Л.П., в связи с чем снята с учёта граждан, нуждающихся в жилом помещении. В судебном порядке по требованию Аглиуллиной Л.П. данный договор в отношении неё расторгнут, она включена в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. 08.05.2016 Аглиуллина Л.П. получила уведомление из администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга о снятии с учёта в качестве нуждающейся в жилой площади. Считает данное решение незаконным и нарушающим её право на получение жилья. Учтённое для её жилищной обеспеченности строение - жилой дом, расположенный по адресу: Адрес2, не пригоден для проживания.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 23 ноября 2016 года в удовлетворении административного искового заявления Аглиуллиной Л.П. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения административного истца и его представителя, представителя административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как усматривается из материалов административного дела, Аглиуллина Л.П. с 08 января 1975 года зарегистрирована по адресу "адрес" (общежитие) в Санкт-Петербурге, с 24 января 1985 года состояла на учёте в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма, в составе семьи из четырех человек: она, муж - ФИО1, сын - ФИО3, сын - ФИО4.
11 апреля 1995 года брак между Аглиуллиной ( " ... ") Л.П. и ФИО1 расторгнут. 01.10.2004 административный истец вступила в брак с ФИО1.
Распоряжением от 19 июня 2006 года N666-р ФИО1 совместно с членами семьи, в том числе Аглиуллиной Л.П., признан нанимателем жилого помещения - Адрес1, со снятием данных лиц с учёта нуждающихся в жилом помещении.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 06 декабря 2011 года удовлетворены требования Аглиуллиной Л.П. к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному учреждению "Жилищное агентство Василеостровского района" о расторжении договора социального найма. Договор социального найма жилого помещения N157 от 16 ноября 2006 года по Адрес1, заключённый между Санкт-Петербургским государственным учреждением "Жилищное агентство Василеостровского района" и ФИО1, расторгут в отношении Аглиуллиной Л.П., в связи с чем Аглиуллина Л.П. восстановлена на учёте нуждающихся в жилом помещении.
Решением Лужского городского народного суда Ленинградской области от 03 сентября 1982 года признан факт вступления Аглиуллиной ( " ... ") Л.П. в наследство, оставшееся после смерти ФИО5 последовавшей 27 ноября 1976 года, и за нею признано право собственности на Адрес2, зарегистрированного за ФИО6. Определением судебной коллегией по гражданским делам Ленинградского областного суда от 28 сентября 1982 года вышеуказанное решение суда оставлено без изменения.
На основании решения Лужского городского народного суда Ленинградской области от 03 сентября 1982 года и свидетельства о праве на наследство по закону Аглиуллиной Л.П. на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью 38,1 кв.м., с надворными постройками, расположенный по адресу: Адрес2.
Распоряжением администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от 04 апреля 2016 года N1033 (номер учётного дела N ... ), на основании п.п.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (как обеспеченные жильём в совокупности жилых помещений) Аглиуллина Л.П. снята с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении, о чём сообщено письмом от 04 марта 2016 года N63-1985.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением Аглиуллина Л.П. указала, что о принятии оспариваемого решения узнала 08 мая 2016 года, пропустила срок обращения в суд по уважительной причине, поскольку только 26 июля 2016 года она получила технический паспорт дома, а 12 сентября 2016 года - акт межведомственной комиссий, после чего документы переданы юристу для подготовки искового заявления.
Разрешая заявление о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, суд счёл его не подлежащим удовлетворению, поскольку приведённые в нём обстоятельства не свидетельствуют об уважительности таких причин.
Судебная коллегия с данным выводом суда считает возможным согласиться.
В силу п.2 ч.9 ст. 226 КАС Российской Федерации суд, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, выясняет соблюдены ли сроки обращения в суд.
Согласно ч.1, ч.8 ст.219 КАС Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
П.2 ч.9, ч.11 ст.226 КАС Российской Федерации на административного истца возложена обязанность подтверждения уважительности причин пропуска срока обращения в суд.
При этом уважительными причинами следует считать объективно исключающими возможность подачи административного иска в суд в установленный срок. В отношении физических лиц к таким обстоятельствам могут относиться тяжелая болезнь, беспомощное состояние и иные, относящиеся к личности административного истца, обстоятельства.
Представленный акт от 09 сентября 2016 год межведомственной комиссии при администрации Толмачевского городского поселения Лужского района Ленинградской области, согласно которому жилой дом 66 признан непригодным для проживания в зимний период времени в связи с отсутствием отопления, а также рекомендовано проведение капитальных работ: ремонт кровли с заменой шифера с целью недопущения его дальнейшего разрушения и устранения имеющихся проточек; ремонт основания крыльца с полной заменой прогнивших элементов конструкции; монтаж отмостки по периметру дома; восстановление печного или иного отопления; замена электропроводки в доме с заменой изношенного электросетевого оборудования, не может свидетельствовать о наличии уважительности причин пропуска срока обращения в суд, в связи с чем у суда первой инстанции имелись основания для отказа в удовлетворении требований по мотиву пропуска срока обращения в суд.
Судом первой инстанции также исследован вопрос относительно обоснованности заявленных требований по существу.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет нуждающихся для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, административные истцы, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, до 1 марта 2005 года, могли быть сняты с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П по жалобе на нарушение прав частью 2 статьи 6 Вводного закона, это положение Закона не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
В силу пункта 29.1 действовавших до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Ленгорисполкома от 7 сентября 1987 года N 712/6, снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения ( пункт 12 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Согласно пункту 12 указанных Правил в соответствии со средней обеспеченностью жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда Ленинграда устанавливается минимальный размер предоставляемой жилой площади - 9 кв. м на человека.
Вместе с тем в настоящее время пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлена значительно большая норма предоставления по сравнению с ранее действовавшим законодательством, а именно, при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (далее - норма предоставления площади жилого помещения), составляет 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек; 33 квадратных метра для одиноко проживающего гражданина.
Общая площадь имеющегося в собственности Агиуллиной Л.П. жилого дома составляет 38,1 кв.м, жилая площадь - 25,1 кв.м., что явно превышает установленную норму предоставления по Закону Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" - 18 кв.м на одного человека в Санкт-Петербурге, так и Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 07.09.1987 N712/6.
Довод административного истца о том, что наличие в собственности жилого дом не свидетельствует о её жилищной обеспеченности, поскольку в установленном порядке дом признан непригодным для проживания, обоснованно признан судом несостоятельным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
В силу пункта 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении требованиям о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Предусмотренного пунктом 47 Положения решения межведомственной комиссией в отношении принадлежащего Аглиуллиной Л.П. жилого дома не принималось.
Указание в заключении Межведомственной комиссии от 09 сентября 2016 года о непригодности жилого дома Адрес2 для проживания в зимний период времени в связи с отсутствием отопления по причине нахождения печного отопления в нерабочем состоянии, с рекомендацией собственнику осуществить ряд капитальных работ, не свидетельствует о принятии решения о признания помещения непригодным для проживания, исходя из вышеприведенных норм Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
При таких обстоятельствах, решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 23 ноября 2016 года суда следует признать законным и обоснованным, постановленным при правильном применении норм процессуального и материального права. Оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы, повторяющим позицию административного истца, изложенную в административном иске и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, полно и всесторонне исследованную судом, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 23 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.