Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Топорковой С.А., Местниковой С.А. при секретаре Поповой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Тарасенко М.С. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 3 февраля 2017 года, которым по делу по иску Коваленко Ю.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) об отмене решения об отказе в назначении страховой пенсии,
постановлено:
Исковые требования Коваленко Ю.В. удовлетворить.
Решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Коваленко Ю.В. отменить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) назначить Коваленко Ю.В. досрочную страховую пенсию по пп. 6 п. 1 ст. 32, п. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 24 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Топорковой С.А., пояснения представителя истца Лупановой Л.В., судебная коллегия
установила:
Коваленко Ю.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФР в г. Якутске РС (Я) об отмене решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения в пенсионный орган, ссылаясь на то, что обратился в ГУ УПФ в г. Якутске PC (Я) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по пп. 6 п. 1 ст. 32, п. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Решением ГУ УПФ РФ в г. Якутске PC (Я) ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пп. 6 п. 1 ст. 32, п. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа 12 лет 6 мес. Считает решение незаконным, поскольку ответчиком неправомерно не включен период работы с 28 августа 1984 года по 31 октября 1993 года в должности электросварщика в специальный стаж. Просил решение ГУ УПФ РФ в г. Якутске PC (Я) отменить, назначить пенсию с момента первоначального обращения, то есть с 24.06.2016 г.
Судом постановленоуказанное выше решение.
Не согласившись с указанным решением, представитель ГУ УПФ РФ в г. Якутске Тарасенко М.С. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и внести новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указал на то, что истец не представил никаких доказательств, подтверждающих, что на балансе предприятий не числилось полуавтоматических и автоматических машин, а также о своей занятости в течение полного рабочего дня на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии. Кроме того, истец при обращении к ответчику не представил документов о своей работе в должности сварщика в период с 28.08.1984 г. по 31.10.1993 г. в ПО " ********". Справка Министерства энергетики от 11.07.2012 г. о работе истца в ******** в оспариваемый период была представлена только в ходе судебного разбирательства. Следовательно, ответчик не имел возможности произвести оценку сведений отраженных в данной справке и вынести решение в установленной форме.
Истец и представитель ответчика о месте и времени судебного заседания надлежаще извещены, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщили.
В силу ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции. Учитывая изложенное, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон с участием представителя истца.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из ст. 39 (ч. 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В подп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 г.
В Списке N 2, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173, в разделе XXXII "Общие профессии" указаны "Газосварщики и их подручные" и "Электросварщики и их подручные".
В Списке N 2, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, в разделе XXXIII "Общие профессии" предусмотрена профессия - "электрогазосварщики ручной сварки, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности" (позиция 23200000-19756).
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г.N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Из материалов дела судом правильно установлено, что 24 июня 2016 года Коваленко Ю.В. обратился в ГУ УПФ РФ в г. Якутске PC (Я) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по пп.6 п.1 ст. 32, п.2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением ГУ УПФ РФ в г. Якутске PC (Я) от 31 октября 2016 года Коваленко Ю.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пп. 6 п. 1 ст. 32, п. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
При этом Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан не включены в стаж работы истцу следующие периоды работы: с 15.06.2004 г. по ... в связи с отсутствием в трудовой книжке записи об увольнении, не сданы индивидуальные сведения; с 28.07.2006 - 08.08.2006, с 24.05.2007 - 31.05.2007, 19.10.2007 - 26.12.2007, 24.10.2008 - 10.11.2008, 25.08.2009 - 23.11.2009, 06.07.2010 - 08.07.2010, 25.01.2001 - 26.01.2011, 17.08.2011 - 17.10.2011, 10.11.2011 - 20.12.2011, 07.08.2012 - 12.09.2012, 01.12.2014 - 05.12.2014 не включены в специальный стаж.
Из представленной в материалы дела архивной справки от 11 июля 2012 года судом установлено, что истец с 28.08.1984 г. по 31.10.1993 г. работал электросварщиком на ******** (л.д. 10).
Из материалов дела установлено, что 23 ноября 2015 года исх. N ... ответчиком в адрес ГУ Пенсионного фонда Украины в Запорожской области направлен запрос об оказании содействия в истребовании справок о стаже работы истца за период работы в ******** с 28.08.1984 г. по 31.10.1993 г. (л.д. 26).
Из поступившей информации Министерства энергетики "ЭнергоАтом" от 28.02.2017 г. N ... следует, что истец с 28.08.1984 г. по 31.10.1993 г. работал электросварщиком на ******** полный рабочий день, полную рабочую неделю на предприятии в цехах и производствах, предусмотренных списками N 1 и N 2.
Судебной коллегией проверен и признан несостоятельным довод представителя пенсионного фонда о непредоставлении данной справки при обращении в Фонд с заявлением о назначении пенсии, поскольку Территориальные органы ПФР осуществляют контроль за достоверностью сведений о трудовом (страховом) стаже, представляемых страхователями, путем проведения проверок и запроса дополнительных сведений, что установлено в п. 40 инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 г. N 987н.
Согласно абз. 2 указанного пункта Инструкции по запросу территориального органа фонда страхователь в срок, указанный в запросе, представляет требуемые документы, справки и сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.
Данным правом ответчик не воспользовался, что не может являться основанием для лишения истца права на назначение досрочно пенсии.
Таким образом, Коваленко Ю.В. на момент обращения в ГУ - УПФ РФ в г. Якутске РС (Я) имел требуемый специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем судом правильно удовлетворены исковые требования.
Доводы жалобы о том, что истец не представил никаких доказательств, подтверждающих о своей занятости в течение полного рабочего дня на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела.
Доводы о том, что при оценке пенсионных прав ответчик не знал и не располагал сведениями о том, что в оспариваемый период истец работал в должности, работа в которой подлежит включению в специальный стаж, в связи с чем в досудебном порядке не имел возможности произвести оценку сведений отраженных в справке и вынести решение в установленной форме, судебная коллегия также находит несостоятельными, поскольку непредставление указанных документов не может быть поставлено в зависимость от приобретенных пенсионных прав истца. Кроме того, правовые основания для иной оценки обстоятельств настоящего спора отсутствуют, приведенные выводы суда не противоречат материалам дела.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку не свидетельствуют о допущенном судом нарушении закона и по своей сути сводятся к переоценке исследованных судом доказательств по делу.
Судебная коллегия полагает, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, судом правильно применены нормы материального и процессуального права, а потому решение является законным и обоснованным, и оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 3 февраля 2017 года по делу по иску Коваленко Ю.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) об отмене решения об отказе в назначении страховой пенсии о с т а в и т ь б е з и з м е н е н и я, а апелляционную жалобу - б е з у д о в л е т в о р е н и я.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: О.Н. Бережнова
Судьи: С.А. Местникова
С.А. Топоркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.