Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В. судей Дьяконовой З.С., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Ноговицыной Е.И.,
с участием представителя административного истца Иванова Н.Н., представителя административного ответчика МВД по РС (Я) Сафроновой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 06 февраля 2017 года по делу по административному исковому заявлению Сидорова И.И. к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) об исключении сведений о привлечении к уголовной ответственности из базы данных Информационного центра МВД по Республике Саха (Якутия), которым
ПОСТАНОВЛЕНО:
В удовлетворении административного искового заявления Сидорова И.И. к Министерству внутренних дел Республики Саха (Якутия) об исключении сведений о привлечении к уголовной ответственности с базы данных Информационного центра МВД по Республике Саха (Якутия) - отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., пояснения представителей административного истца и административного ответчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сидоров И.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, заявив требование об исключении из базы данных информационного центра МВД по РС (Я) сведений о привлечении его к уголовной ответственности. В обоснование иска указал, что привлекался к уголовной ответственности по ******** УК РФ ( ... ). Постановлением мирового судьи судебного участка N 43 г. Якутска от 24.01.2012 г. уголовное дело в отношении него прекращено в связи с примирением сторон по ст. 25 УПК РФ. Имеет постоянное место жительства и работы, женат, воспитывает ... детей, на работе характеризуется положительно, занимает должность ********. Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, а также интересов членов семьи, просил суд удовлетворить заявленные требования.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Представитель административного истца просит отменить решение в виду нарушения норм материального права и принять новое об удовлетворении заявленного иска. Повторяя доводы искового заявления, ссылается на необходимость исключения сведений о привлечении его к уголовной ответственности из базы данных ИЦ МВД по РС (Я).
На заседание судебной коллегии И., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте слушания по жалобе, не явился.
Судебная коллегия на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося административного истца.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что согласно данным ИЦ МВД по РС (Я) от 11 января 2017 г. Сидоров И.И., _______ года рождения, значится привлеченным к уголовной ответственности по ******** УК РФ по уголовному делу, возбужденному 18 декабря 2011 года СУ ММУ МВД РФ "Якутское" РС (Я).
Указанное уголовное дело прекращено 24 января 2012 г. по основаниям, предусмотренным ст. 25 УПК РФ, т.е. в связи с примирением подсудимого с потерпевшим.
Письмом начальника ИЦ МВД по РС (Я) исх. N ... от 18.01.2017 г. на обращение Сидорова И.И. сообщено об отказе в удовлетворении его ходатайства об удалении из сведений ИЦ МВД по РС (Я) данных о привлечении его к уголовной ответственности.
Согласно ст. 10 Федерального закона "О персональных данных" обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством РФ об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, об исполнительном производстве, в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ. Кроме того, обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
В порядке ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 "О полиции" полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Внесению в банки данных подлежит, в том числе информация о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием (п. 4 ч. 3). Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей (ч. 8).
Приказом Генеральной Прокуратуры РФ N 39, МВД РФ N 1070, МЧС РФ N 1021, Минюста РФ N 253, ФСБ РФ N 780, Минэкономразвития РФ N 353, ФСКН РФ N 399 от 29.12.2005 "О едином учете преступлений" утверждены "Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях", "Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений", "Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов".
Формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ осуществляется в соответствии с требованиями Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ, утвержденных Приказом МВД России от 09.07.2007 года N 612-дсп.
В соответствии с п.п. "и" п. 9 Наставления одним из оснований для постановки на учет является постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям.
В соответствии с п. 15.2 Наставления в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки формы 1 на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых, в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия, на основании акта амнистии или помилования, в связи со смертью обвиняемого, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, в связи с примирением сторон (за исключением дел частного обвинения), в связи с деятельным раскаянием или принятием федерального закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, а также лиц, осужденных (при наличии вступившего в законную силу приговора суда) за преступления, которые впоследствии были декриминализированы, хранятся до достижения ими 80-летнего возраста.
Таким образом, поскольку уголовное преследование Сидорова И.И. прекращено в связи с примирением сторон, а совершенное им преступление относится к делам публичного обвинения ( ********), то обработка и предоставление сведений, содержащихся в базе данных ИЦ МВД по РС (Я), осуществляются исходя из полномочий и компетенций указанного органа в соответствии с ведомственными правовыми актами и "Наставлениями по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации", утвержденным Приказом МВД России от 09.07.2007 г. N 612 дсп.
Действия ответчика по внесению в базы данных информации о привлечении административного истца к уголовной ответственности и ее сохранению являются обоснованными и правомерными, размещенные в базе данных сведения в отношении истца носят достоверный характер и подлежат длительному хранению, исключение указанной информации действующим законодательством не предусмотрено, о чем суд пришел к правильному выводу.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на исследованных доказательствах. Нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену судебного постановления по основаниям, указанным выше. Эти доводы в жалобе сводятся к переоценке обстоятельств дела и основаны на неправильном толковании норм материального права, являются ошибочными, а потому не могут быть приняты во внимание.
Доводы о том, что хранение оспариваемых сведений в информационном центре препятствует продвижению истца по службе, отклоняются, поскольку хранение в базе данных соответствующих действительности сведений в отношении гражданина по факту привлечения его к уголовной ответственности не может расцениваться как нарушающие права и интересы этого гражданина действия государственного органа, поскольку указанные действия совершены в силу и во исполнение требований действующего законодательства. Не могут они расцениваться и как создание незаконных препятствий гражданину и его близким родственникам в реализации своих прав, в том числе в сфере трудовых правоотношений.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 06 февраля 2017 года по делу по административному исковому заявлению Сидорова И.И. к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) об исключении сведений о привлечении к уголовной ответственности из базы данных Информационного центра МВД по Республике Саха (Якутия) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Ноева
Судьи З.С. Дьяконова
М.М. Оконешникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.