Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Насретдиновой Д.М.,
судей Гиниатуллиной Ф.И. и Субботиной Л.Р.,
при секретаре судебного заседания Назмутдиновой Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан ФИО на решение Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 16 января 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Каримовой Р.С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан о признании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чистополе, Чистопольском и Новошешминском районах Республики Татарстан незаконным, о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью периоды и включении в специальный стаж периода работы в должности учителя татарского языка и литературы и заместителя директора по учебной работе с 01 сентября 2014 года по 23июня2015года и с 24 августа 2015 года по 30 сентября 2015 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 15 ноября 1999 года по 25ноября1999 года, с 25 ноября 2002 года по 06 декабря 2002 года, с 13октября2003года по 31 октября 2003 года, с 16 октября 2006 года по 20октября 2006 года, с 12 мая 2014 года по 16 мая 2014 года, период нахождения в учебном отпуске с 02 января 1991года по 31 января 1991 года и признании права на досрочное назначение пенсии по старости - удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан включить в специальный стаж Каримовой Р.С., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период работы в должности учителя татарского языка и литературы и заместителя директора по учебной работе с 01сентября2014 года по 23 июня 2015 года и с 24 августа 2015 года по 30сентября2015 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 15 ноября 1999 года по 25 ноября 1999 года, с 25 ноября 2002 года по 06декабря2002года, с 13 октября 2003 года по 31 октября 2003 года, с 16октября2006 года по 20 октября 2006 года, с 12 мая 2014 года по 16мая2014года, период нахождения в учебном отпуске с 02 января 1991 года по 31 января 1991 года.
Признать право Каримовой Р.С. на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан назначить Каримовой Р.С. указанную пенсию с момента возникновения права - 06августа2016 года.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Каримовой Р.С., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Каримова Р.С. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан о включении периодов стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначению пенсии.
В обоснование своих требований истец указала, что 23 июня 2015 года она подала в пенсионный орган заявление о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако в назначении пенсии ответчик отказал со ссылкой на отсутствие требуемой продолжительности специального стажа.
С данным отказом истец не согласна, считает, что ответчик необоснованно исключил из указанного стажа ряд периодов, которые, по ее мнению, должны быть учтены при подсчете ее льготного стажа. Поэтому, уточнив свои исковые требования, она просила суд возложить на ответчика обязанность по включению в ее специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 15ноября 1999 по 25ноября1999 года, с 25 ноября 2002 года по 06декабря 2002 года, с 13октября2003года по 31 октября 2003 года, с 16октября2006 года по 20октября 2006 года, с 12 мая 2014 года по 16мая2014года, периода нахождения в учебном отпуске с 02 января 1991 года по 31 января 1991 года, периода работы в должности заместителя директора по учебной работе на 0,5 ставки с совмещением работы в качестве учителя в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Тубылгытауская средняя общеобразовательная школа" Новошешминского муниципального района Республики Татарстан с 01сентября2014 года по 23 июня 2015 года и с 24июня2015 года по 30сентября2015 года, а также по назначению ей досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права на нее.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд исковые требования удовлетворил частично и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик, выражая несогласие с постановленным по делу решением в части удовлетворения требований о включении в специальный стаж истца периода нахождения в учебном отпуске с 02 января 1991 года по 31января1991 года, периодов работы с 01сентября2014 года по 23июня2015года и с 24июня2015 года по 30сентября2015 года, а также назначения досрочной страховой пенсии с 06 августа 2016 года, просит его в этой части отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе пенсионным органом приводятся те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, указывается, что в период с 01 сентября 2014 года по 23 июня 2015 года трудовая деятельность в должности заместителя директора по учебной части осуществлялась истцом не на полную ставку, в связи с чем включению в специальный стаж этот период не подлежит. Обращается внимание на то обстоятельство, что судом первой инстанции были удовлетворены также исковые требования о зачете в льготный стаж истца периода ее работы, имевшего место после обращения последней с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии - после 23 июня 2015 года. Вследствие этого данный период пенсионным органом не проверялся, спорным не является и, более того, без его учета специальный стаж Каримовой Р.С. на день обращения с заявлением в пенсионный орган составлял менее 25 лет, в связи с чем оснований для возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан обязанности по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости у суда не имелось.
Истцом представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых она с ее доводами не согласилась.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец с доводами жалобы не согласилась, просила оставить в силе решение суда первой инстанции, указав при этом, что с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости она к ответчику обращалась дважды - 23 июня 2015 года и 25 августа 2016 года. При этом последнее заявление пенсионным органом рассмотрено не было и решение в установленном законом порядке по нему не принималось.
Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу положений пункта 19 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Из материалов дела следует, что 23 июня 2015 года истец обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика от 06 июля 2015 года ... в назначении досрочной пенсии Каримовой Р.С. отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 25 лет, в который в бесспорном порядке было зачтено 22 года 10 месяцев 04 дня. При этом перечисленные выше периоды в стаж работы истца, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, ответчиком включены не были.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж истца периода ее нахождения в оплачиваемом учебном отпуске с 02 января 1991 года по 31 января 1991 года, имевшем место в период работы последней в должности учителя татарского языка и литературы в Никиткинской средней школе, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пенсионного и трудового законодательства, обоснованно исходил из того, что действующее правовое регулирование позволяет зачесть этот период в стаж работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с указанным выводом суда первой инстанции нельзя признать обоснованными, исходя из следующего.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 приведенных выше Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как видно из имеющейся в деле копии трудовой книжки истца, с 01 сентября 1989 года по 01 октября 2015 года она работала в различных должностях в Никиткинской средней школе и Тубылгытауской средней школе, переименованной в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Тубылгытауская средняя общеобразовательная школа" Новошешминского муниципального района Республики Татарстан. Периоды ее работы в данных учреждениях, за исключением спорных, в том числе периода нахождения в ученическом отпуске с 02 января 1991 года по 21 января 1991 года, предоставленном в связи с обучением по заочной форме в Елабужском государственном педагогическом институте, зачтены ответчиком в ее специальный трудовой стаж.
Во время обучения для сдачи экзаменационных сессий ей был предоставлен дополнительный отпуск в приведенный период времени. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются участвующими в деле лицами.
В силу положений части 1 статьи 174 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в указанных учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Принимая во внимание приведенные положения законодательства, учитывая, что в указанный спорный период за истцом сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Каримовой Р.С. о включении названного периода нахождения в учебном отпуске в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Также нельзя признать обоснованными и доводы жалобы ответчика об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца периода ее работы заместителем директора по учебной работе и по совмещению учителем в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Тубылгытауская средняя общеобразовательная школа" Новошешминского муниципального района Республики Татарстан с 01сентября2014 года по 23 июня 2015 года.
Так, в целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в части 2 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающей, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В пределах предоставленных ему полномочий Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
В разделе "Наименование учреждений" данного Списка предусмотрены общеобразовательные учреждения, в том числе общеобразовательные школы всех наименований, а в разделе "Наименование должностей" - должности заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, и учителя.
Как установлено судом и следует из материалов дела - трудовой книжки истца, акта от 06 мая 2015 года ... о результатах документальной проверки достоверности сведений о специальном трудовом стаже застрахованных лиц, а также приказа о распределении учебной нагрузки от 01 сентября 2014 года ... , в период с 01сентября2014года по 23 июня 2015 года Каримова Р.С. работала в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Тубылгытауская средняя общеобразовательная школа" Новошешминского муниципального района Республики Татарстан в должности заместителя директора по учебной работе на 0,5 ставки, совмещая данную деятельность с работой в должности учителя татарского языка с педагогической нагрузкой в размере 17 часов в неделю (0,94 ставки).
В силу пункта 6 указанных выше Правил работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Поскольку указанное выше учреждение расположено в сельской местности, что сторонами не оспаривается, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о включении в специальный стаж Каримовой Р.С. периода ее работы с 01сентября2014годапо 23 июня 2015 года.
Соглашается судебная коллегия и с выводом суда о наличии оснований для включения в специальный стаж истца периода ее работы с 24 августа 2015 года по 30 сентября 2015 года.
Удовлетворяя исковые требования в данной части, суд исходил из того, что после обращения в территориальный орган пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, истец продолжала работать в этой же школе в должности учителя, в связи с чем данный период должен быть включен в специальный стаж ее трудовой деятельности.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в данной части по доводам апелляционной жалобы ответчика, учитывая, что из представленных суду апелляционной инстанции документов, а также содержания апелляционной жалобы представителя ответчика следует, что с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии истец обращалась дважды, при этом по вторичному обращению от 15 августа 2016 года ответчиком соответствующее решение не вынесено со ссылкой на наличие решения по первоначальному обращению.
Принимая во внимание, что ответчик мог и должен был проверить данный период работы на предмет возможности его зачета в специальный трудовой стаж по заявлению истца от 15 августа 2016 года, решение суда в этой части следует признать правомерным.
Вместе с этим выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по назначению Каримовой Р.С. досрочной страховой пенсии с 06 августа 2016 года основаны на неправильном толковании норм материального права.
По смыслу положений части 1 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", необходимыми условиями назначения страховой пенсии являются наличие права на указанную пенсию и волеизъявление застрахованного лица, выраженное в заявлении о назначении пенсии, поданном в установленном законом порядке.
Как следует из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации (определение от 19 июля 2016 года N 1598-О), части 1 и 2 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", указывая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) этого права и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии.
Согласно пунктам 18 и 19 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.
Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Анализ указанных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что обращение с заявлением о назначении пенсии до возникновения права на ее получение ранее установленного срока не рассматривается законодателем как надлежащее волеизъявление обратившегося лица.
В данном случае, установив факт отсутствия у Каримовой Р.С. права на назначение досрочной страховой пенсии на дату обращения к ответчику с соответствующим заявлением - 23 июня 2015 года и на день вынесения решения об отказе в назначении пенсии - 06 июля 2015 года, суд первой инстанции возложил на ответчика обязанность по назначению истцу досрочной пенсии с 06 августа 2016 года несмотря на то, что последняя в установленном законом порядке в пенсионный орган с соответствующим заявлением не обращалась, то есть не выполнила требования, установленные частью 1 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Повторное заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости, как было указано выше, подано истцом 15 августа 2016 года и с учетом наличия у нее на указанную дату требуемой продолжительности специального стажа назначение пенсии должно было быть произведено с этого времени.
В этой связи обжалуемое решение суда в данной части судебной коллегией изменяется как постановленное с нарушением норм материального права и принимается новое - о возложении на ответчика обязанности по назначению Каримовой Р.С. досрочной страховой пенсии с 15 августа 2016 года.
В остальной части решение участвующими в деле лицами не обжалуется и предметом апелляционного рассмотрения не является.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 16января 2017 года по данному делу в части удовлетворения исковых требований о возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан обязанности по назначению Каримовой Р.С. досрочной страховой пенсии по старости с 06августа2016 года изменить и принять по делу в этой части новое решение.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан назначить Каримовой Р.С. досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 15 августа 2016 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.