Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей Э.И. Садыковой и Г.А. Сахиповой,
при секретаре судебного заседания Л.Р. Маметовой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Э.И. Садыковой гражданское дело по апелляционной жалобе филиала N "данные изъяты" Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 22 декабря 2016 года, которым постановлено:
заявление прокурора Менделеевского района Республики Татарстан в интересах "данные изъяты" ФИО к филиалу N "данные изъяты" Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан об исполнении обязательств частично удовлетворить.
Признать бездействие филиала N "данные изъяты" Государственного учреждения -регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, заключающееся в необеспечении ФИО, "дата" года рождения, техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации, незаконным.
Обязать филиал N "данные изъяты" Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан обеспечить ФИО, "дата" года рождения, техническими средствами реабилитации, мероприятиями медицинской реабилитации согласно ИПР, а именно: подгузниками за период с ноября 2016 года по декабрь 2016 года - 180 штук, креслом-коляской с ручным приводом с откидной спинкой (прогулочной).
В удовлетворении требований прокурора Менделеевского района об обязании филиала N "данные изъяты" Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан обеспечить ФИО, "дата" года рождения, техническими средствами реабилитации подгузниками с января по март 2016 года, с августа по октябрь 2016 года отказать.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика А.О.М. в поддержку апелляционной жалобы, пояснения представителя истца прокурора М.В. Пронина, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Менделеевского района Республики Татарстан обратился в суд с заявлением в интересах "данные изъяты" ФИО к филиалу N "данные изъяты" Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан об исполнении обязательств.
В обоснование иска указал, что "данные изъяты" ФИО, "дата" года рождения, согласно индивидуальной программе реабилитации от 12 июля 2016 года N "данные изъяты", разработанной до достижения возраста 18 лет, должны быть предоставлены подгузники для взрослых в количестве 30 штук в месяц в течение года - ежегодно (12 июля 2016 года - 16 февраля 2025 года), кресло-коляска с ручным приводом (комнатная), кресло-коляска с ручным приводом с откидной спинкой (прогулочная). Исполнителями проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации (ТСР) являются органы социального страхования, Фонд социального страхования. "данные изъяты" ФИО не выданы кресло-коляска с ручным приводом с откидной спинкой (прогулочная), подгузники за 2016 год 1 квартал - 180 шт., 3 квартал - 180 шт., 4 квартал - 60 шт.
На основании изложенного прокурор просил суд признать бездействие филиала N "данные изъяты" Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, выраженное в необеспечении ФИО, "дата" года рождения, техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации, незаконным; возложить на филиал N "данные изъяты" Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан обязанность обеспечить ФИО, "дата" года рождения, техническими средствами реабилитации, мероприятиями медицинской реабилитации согласно индивидуальной программы реабилитации (ИПР), а именно: подгузниками с января по март 2016 года - 180 шт., с августа по октябрь 2016 года - 180 шт., с ноября по декабрь 2016 года - 180 шт. и креслом-коляской с ручным приводом с откидной спинкой (прогулочной).
В судебном заседании прокурор иск поддержал; представитель ответчика иск не признал.
Суд иск удовлетворил частично в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения иска по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе приводятся те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Указывается, что принятым решением необоснованно признано бездействие Фонда социального страхования незаконным и возложены обязанности, которые не предусмотрены нормами закона, что нарушает права ответчика.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу по приведенным в ней доводам, просил решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил решение суда оставить без изменения.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены, сведений об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем судебной коллегией определено о рассмотрении дела без их участия.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применении норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении настоящего дела были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Как следует из материалов дела, прокуратурой "данные изъяты" проведена проверка соблюдения законодательства о социальной поддержке инвалидов, в частности в отношении "данные изъяты" ФИО, "дата" года рождения. Проверкой установлено, что ФИО, "дата" года рождения, является "данные изъяты" и состоит на учете по обеспечению техническими средствами реабилитации в Государственном учреждении - региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан с ИПР от 18 ноября 2010 года N "данные изъяты".
Согласно индивидуальной программе реабилитации "данные изъяты" от 12 июля 2016 года N "данные изъяты", разработанной до достижения возраста 18 лет, до 16 февраля 2018 года, ФИО положены следующие технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, в частности подгузники для взрослых размер "S" в количестве 30 шт. в месяц, в течение года - ежегодно (12 июля 2016 года -16 февраля 2025 года), кресло-коляска с ручным приводом (комнатная), кресло-коляска с ручным приводом с откидной спинкой (прогулочная). Исполнителем проведения реабилитационных мероприятий с применением TCP является органы социальной страхования, Фонд социального страхования. Указанные технические средства реабилитации и услуги по реабилитации были положены и по предыдущим индивидуальным программам реабилитации "данные изъяты" от 17 октября 2011 года N "данные изъяты", от 6 апреля 2016 года N "данные изъяты".
Указанные мероприятия, в частности по обеспечению ФИО подгузниками, креслом-коляской с ручным приводом с откидной спинкой (прогулочная) выполнялись нерегулярно. В 2016 году "данные изъяты" ФИО не выдали кресло-коляску с ручным приводом с откидной спинкой (прогулочная), а также подгузники за 1 квартал 2016 года - 180 шт. 3 квартал 2016 года 180 шт., 4 квартал 2016 года - 60 шт.
Мать ФИО - ФИО1 является единственным ее попечителем. В связи с тем, что ФИО необходим постоянный уход, ФИО1 не работает, содержит семью на пособие по уходу за ребенком и пенсию ФИО, общий доход составляет 17000 рублей в месяц, возможностей приобретения технических средств реабилитации для ФИО не имеется.
Суд, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования частично, исходил из того, что ФИО не в полном объеме обеспечена техническим средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, и восстановление ее нарушенных прав должно быть осуществлено путем предоставления ей технических средств реабилитации в натуре за прошлое время, при этом указал, что действующее законодательство не содержит прямого указания на обязанность соответствующего органа по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации (подгузниками) за прошлый период.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами в части удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на ответчика обеспечить "данные изъяты" техническими средствами реабилитации в виде подгузников.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что ФИО была лишена принадлежащего ей права на обеспечение техническими средствами реабилитации и восстановление ее права возможно только путем предоставления ей технических средств реабилитации в натуре за прошлое время.
Противоречит закону и вывод суда о том, что действующее законодательство не содержит прямого указания на обязанность соответствующего органа по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации (подгузниками) за прошлый период.
Как указывалось выше, правоотношения, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, законодательно урегулированы, и в случае непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине технических средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида его право на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.
Поскольку ФИО за период с ноября 2016 года по декабрь 2016 года не была обеспечена техническими средствами реабилитации, предусмотренными ее индивидуальной программой реабилитации, ее право на получение указанных мер социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N "данные изъяты", а у суда в силу положений части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ отсутствовали правовые основания для возложения на ответчика - филиал N "данные изъяты" Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан обязанности обеспечить ФИО техническими средствами реабилитации в натуре (подгузниками) за указанный период. Более того, за указанный период ФИО была обеспечена техническими средствами реабилитации в виде подгузников, что подтверждается представленным в суд апелляционной инстанции актом сдачи-приемки товара от 9 декабря N "данные изъяты".
С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия считает, что принятое по делу решение суда в вышеуказанной части нельзя признать законным, оно в этой части как принятое с существенным нарушением норм материального права подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия считает также необходимым уточнить решение суда путем исключения из его резолютивной части признание бездействия филиала N "данные изъяты" Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, заключающегося в необеспечении ФИО техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации, незаконным, поскольку истцом выбран в данном случае ненадлежащий способ судебной защиты права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 22 декабря 2016 года по данному делу отменить в части обязания филиала N "данные изъяты" Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан обеспечить ФИО техническими средствами реабилитации, мероприятиями медицинской реабилитации согласно ИПР в виде подгузников за период с ноября 2016 года по декабрь 2016 года - 180 штук, принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Это же решение суда уточнить путем исключения из его резолютивной части признание бездействия филиала N "данные изъяты" Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, заключающегося в необеспечении ФИО техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации, незаконным.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.