Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего А.И. Муртазина,
судей А.Р. Гаянова, Р.А. Фахрутдиновой,
при секретаре судебного заседания Л.Р. Маметовой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе Халимова Ю.З. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 26 января 2017 года, которым исковые требования Халимова Ю.З. к начальнику государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Семеновой Л.Л. о взыскании денежных средств - оставлены без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Ю.З. Халимова, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ю.З. Халимов обратился в суд с иском к начальнику государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске
Л.Л. Семеновой о взыскании денежных средств.
В обоснование требований указал, что является пенсионером-инвалидом 2 группы и получает пенсию с апреля 2000 года. Начиная с января 2010 года и по настоящее время ему предоставляется пенсия в нарушение пенсионного законодательства Российской Федерации. За период с января 2010 года
по декабрь 2014 года ему не выплачена пенсия в размере "данные изъяты" копеек. Такими действиями Л.Л. Семенова нарушила его право на социальное обеспечение по инвалидности в связи с предоставлением ему пенсии в нарушение пенсионного законодательства с января 2010 года по настоящее время. Ответчик уклоняется от выплаты денег, обосновывая свою позицию тем, что истец неправильно применяет действующее пенсионное законодательство РФ.
В связи с этим истец просил взыскать с Л.Л. Семеновой денежные средства в размере "данные изъяты" копеек.
Истец Ю.З. Халимов в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик в отзыве иск не признала.
Суд постановилрешение в изложенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Ю.З. Халимов просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Не соглашается с выводом суда о том, что расчёт его пенсии произведён с действующим законодательством. При разрешении дела неправильно применён Федеральный закон от 17 декабря
2001 года N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В возражениях на апелляционную жалобу начальник ГУ - УПФР в нижнекамском районе и г. Нижнекамске РТ Л.Л. Семенова просит решение суда оставить без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции истец доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о явке извещены по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам абзаца 1 части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
До 01 января 2015 года трудовая пенсия по инвалидности назначалась в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
На основании статьи 8 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в зависимости от группы инвалидности.
Размер трудовой пенсии по инвалидности определяется по следующей формуле: П = ПК / (Т x К) + Б, где П - размер трудовой пенсии по инвалидности; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида) (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается трудовая пенсия по инвалидности; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости; К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам; Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности (п. 2 ст. 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Согласно пункту 4 статьи 15 данного Закона размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в зависимости от группы инвалидности и количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения. Согласно п. 2 данной статьи заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Статья 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действующего на момент назначения истцу трудовой пенсии, закрепляет порядок оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и порядок определения в этих целях расчетного размера трудовой пенсии.
Согласно пункту 1 указанной статьи при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле: ПК = (РП - 450 руб.) x Т, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 01.01.2002,
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 14 и п. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона).
При этом следует учитывать, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо пунктом 6 настоящей статьи.
Согласно статье 30.1. Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного на 01 января 2002 года и, сверх того, 1% расчетного пенсионного капитала за каждый полный год стажа, до 01.01.1991.
Работающим после 01 января 2002 года при расчете размера пенсии в расчетный пенсионный капитал учитываются страховые взносы, начисленные работодателем на лицевой счет застрахованного лица в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 30.3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации (п. 1 ст. 30.1 настоящего Федерального закона), подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих общий трудовой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, приобретенный до 01 января 2002 года, который не был учтен при осуществлении оценки пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Материалами дела установлено, что 01 марта 2001 года Ю.З. Халимову, как инвалиду второй группы, назначена пенсия по инвалидности в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом пенсионный капитал рассчитан в соответствии с пунктом 4 статьи 30 указанного закона с применением общего трудового стажа, исчисленного в порядке, предусмотренном законодательством, действовавшем до 1 января 2002 года.
С учетом трудового стажа 8 лет 2 месяца 13 дней (период службы в армии засчитан в двойном размере) и отношения заработков 0,691 расчетный размер пенсии истца Ю.З. Халимова на 1 января 2002 года установлен в размере "данные изъяты" рублей, пенсионный капитал истца на указанную дату составил "данные изъяты" рубля.
Общий трудовой стаж истца за период работы до 01.01.1991 составляет 8 полных лет, страховая часть пенсии, исчисленная с учетом стажа и заработка до 01.01.2002, увеличена на 18 % или на "данные изъяты" копейки.
Размер страховой пенсии по инвалидности устанавливается путем умножения полученного индивидуального пенсионного коэффициента лица, являющегося инвалидом, на стоимость одного пенсионного коэффициента, составляющего с 01.01.2015 - "данные изъяты" копеек.
Размер трудовой пенсии истца по инвалидности по состоянию на 31.12.2014 составлял "данные изъяты" копейки ( "данные изъяты" копейки - фиксированный базовый размер + "данные изъяты" копеек). Индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на 01.01.2015, с учетом которого исчислена страховая пенсия, составляет 21,705 балла ( "данные изъяты" - трудовая пенсия по инвалидности: "данные изъяты" - стоимость одного пенсионного коэффициента).
С января 2015 года, с учетом вступившего в силу закона N 400-ФЗ, страховая пенсия по инвалидности составила "данные изъяты" копеек (величина индивидуального пенсионного капитала 21,705 балла х 64 рубля 10 копеек) + фиксированная выплата - 3935 рублей, всего "данные изъяты" копеек.
С 01.02.2015 индексация стоимости одного пенсионного коэффициента (балла), с учетом которого устанавливается размер страховой пенсии, в 1,114 раза (11,4%) и индексация фиксированной выплаты к ней в 1,114 раза (11,4 %) осуществлена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 N 39 и N 40.
С учетом произведенной индексации с 01.02.2015 стоимость одного пенсионного коэффициента составляет "данные изъяты" коп. ( "данные изъяты" копеек х 1,114), соответственно, размер страховой пенсии составляет "данные изъяты" копеек (21,705 (баллы) х "данные изъяты" коп. (стоимость одного пенсионного балла с 01.02.2015 после индексации), + к полученному размеру страховой пенсии прибавляется фиксированная выплата, составляющая с 01.02.2015 - "данные изъяты" копеек, всего "данные изъяты" копейки.
С 01.02.2016 индексация стоимости одного пенсионного коэффициента (балла), с учетом которого устанавливается размер страховой пенсии, в 1,04 раза (4%) и индексация фиксированной выплаты к ней в 1,04 (4 %).
С учетом произведенной индексации с 01.02.2016 стоимость одного пенсионного коэффициента составляет "данные изъяты" копеек, соответственно размер страховой пенсии составляет: "данные изъяты" копейки, + к полученному размеру страховой пенсии прибавляется фиксированная выплата - "данные изъяты" копейки, всего "данные изъяты" копеек.
С 01.02.2017 индексация стоимости одного пенсионного коэффициента (балла), с учетом которого устанавливается размер страховой пенсии, в 1,054 раза (5,4 %) и индексация фиксированной выплаты к ней в 1,054 (5,4 %).
С учетом произведенной индексации с 01.02.2017 стоимость одного пенсионного коэффициента составляет "данные изъяты" копеек, соответственно размер страховой пенсии составляет "данные изъяты" копеек, + к полученному размеру страховой пенсии прибавляется фиксированная выплата "данные изъяты" копеек, всего "данные изъяты" копеек.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что доводы истца о неправильном расчете пенсии основаны на неверном толковании закона, поскольку расчет пенсии истца произведен пенсионным органом в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того вступившим в силу решением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 20 декабря 2012 года в удовлетворении иска Ю.З. Халимова об обязании произвести перерасчет пенсии и о взыскании недовыплаченной пенсии было отказано.
При таком положении у суда отсутствовали основания для признания прав истца нарушенными по приведенным им обстоятельствам, а потому его требования правомерно оставлены судом без удовлетворения.
Ссылка в апелляционной жалобе на незаконность действий начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Л.Л. Семеновой не влияет на правильность принятого по делу судом решения, поскольку в установленном порядке действия (бездействие) указанного должностного лица незаконными признаны не были, начальник и государственное учреждение в целом действовали в рамках действующего законодательства и предоставленных полномочий.
Решение постановленосудом при правильном применении норм материального права с соблюдением требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не подтверждают наличие предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда, по существу повторяют позицию истца, получившую надлежащую оценку в суде первой инстанции, и основаны на неправильном толковании норм пенсионного законодательства.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан
от 26 января 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Халимова Ю.З. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.