Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Р. Хасаншина,
судей Л.Ф. Митрофановой, Г.А. Абдуллиной,
при секретаре судебного заседания Э.И. Садриевой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.Ф. Митрофановой гражданское дело по апелляционной жалобе Р.Н. Мингазова на решение Советского районного суда г. Казани от 10 января 2017 года.
Этим решением постановлено:
иск Р.Н. Мингазова к Управлению архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани об обязании согласовать предоставление земельного участка в собственность по фактическим границам и обязать произвести перенос красных линий оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения Р.Н. Мингазова в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Р.Н. Мингазов обратился с иском к Управлению архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани о возложении обязанности согласовать предоставление земельного участка в собственность по фактическим границам и произвести перенос красных линий.
Исковые требования мотивированы тем, что решением Советского районного суда г. Казани от 1 марта 1990 года за истцом признано право на ? доли жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", и произведен реальный раздел данного дома, в его пользование выделена квартира N ... , состоящая из комнаты N 1 в жилом доме лит. "А", веранды лит. "А", сарая лит. "В", лит. "Д", гаража лит. "Г", бани лит. "Б", забора лит. "1", части забора лит. "11"; также определен порядок пользования земельным участком, за Р.Н. Мингазовым закреплен земельный участок площадью 245 кв.м, расположенный со стороны принадлежащего ему домовладения. После обращения в администрацию Советского района г. Казани с заявлением о регистрации права собственности на данный земельный участок, проект постановления о предварительном согласовании предоставления земельного участка отклонен ответчиком в связи с тем, что часть запрашиваемого земельного участка расположена в границах красных линий. Истец, не согласившись с предложенным вариантом о внесении изменений границ, обратился с настоящим иском, в котором просил обязать ответчика согласовать предоставление земельного участка по фактическим границам и произвести перенос красных линий.
В заседании суда первой инстанции истец поддержал иск в полном объеме.
Представитель ответчика Л.Н. Замалетдинова просила отказать в удовлетворении иска.
Суд, отказав в удовлетворении исковых требований, вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Р.Н. Мингазов ставит вопрос об отмене решения суда. При этом считает, что при установлении границ "красных линий" были допущены нарушения, так как использовались данные 1970 годов, и не учитывались уже имеющие строения. При этом установленные "красные линии", о переносе которых заявлены им требования, не подпадают под понятие "красных линий", содержащихся в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При существующих границах "красных линий" часть принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости также остается за пределами "красных линий", что нарушает его права.
В заседании суда апелляционной инстанции Р.Н. Мингазов апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав объяснения лиц, участвующих по делу, суд апелляционной считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании статьи 41 Градостроительного устава г. Казани красные линии разрабатываются, согласовываются, утверждаются и изменяются в составе проекта планировки территории. Процедура утверждения проектов планировок территории регулируется статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 42 Градостроительного устава г. Казани. В городе Казани ведется дежурный план красных линий, ответственным за ведение которого является МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани". В дежурном плане отображаются все красные линии, существующие в городе Казани, как утвержденные в установленном порядке (в составе проектов планировки территории), так и проектные (вошедшие в какие-либо проектные материалы, но получившие статус утвержденных). Проектные красные линии, то есть линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, также как и утвержденные красные линии, отображаются на всех графических материалах с пометкой о том, что данные линии имеют статус проектных.
Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Казани от 1 марта 1990 года в порядке реального раздела домовладения за Р.Н. Мингазовым признано право на ? доли домовладения, расположенного по адресу: "адрес" В его пользование выделена квартира N ... , состоящая из комнаты N 1 в жилом доме лит. "А", веранды лит. "А", сарая лит. "В", лит. "Д", гаража лит. "Г", бани лит. "Б", забора лит. "1", части забора лит. "11". Данным решением также определен порядок пользования земельным участком, за истцом закреплен земельный участок площадью 245 кв.м, расположенный со стороны принадлежащего ему домовладения.
При рассмотрении проекта постановления о предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка установлено, что часть запрашиваемого земельного участка, свободная от застройки, расположена в границах красных линий.
Р.Н. Мингазов обратился в Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани с заявлением о корректировке проектной красной линии на земельном участке.
Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани письмом от 27 сентября 2016 года сообщило, что проектными красными линиями закреплена территория общего пользования под организацию проезда и технического коридора, проложенных и перспективных магистральных инженерных коммуникаций. По результатам комиссионного рассмотрения принято решение, что корректировка проектных красных линий на данном участке не представляется возможной.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств нарушения прав и законных интересов истца нанесением проекта красных линий в оспариваемом истцом месте.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
При этом территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии наряду с другими элементами. Материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Согласно пункту 9 раздела 3.1.5. Постановления Госстроя Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 150 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации" (далее по тексту Инструкция) при разработке генерального плана, совмещенного с проектом планировки, на план современного использования территории (опорный план) наносятся проектируемые красные линии.
В соответствии с пунктом 15 раздела 3.2.1. вышеуказанной Инструкции утвержденный проект планировки является основой для выноса в натуру (на местность) красных линий, линий регулирования застройки, границ земельных участков, установления публичных сервитутов (при разработке проекта межевания территорий в составе проекта планировки); а также учитывается при разработке инвестиционно-градостроительных паспортов территорий и объектов; проектов межевания территорий; проектов застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений; выдачи кадастровых карт (планов) земельных участков.
Пункт 8 раздела 3.2.1 Инструкции предусматривает, что разбивочный чертеж красных линий выполняется в соответствии с инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации.
Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий РДС 30-201-98, принятая постановлением Госстроя России 6 апреля 1998 года N 18-30 (далее - Инструкция РДС 30-201-98) предусматривает расчет координат точек красных линий и закрепление их на местности.
В соответствии с п. п. 4.4 и 4.6 Инструкции РДС 30-201-98 при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Сводный план красных линий выполняется, хранится и поддерживается органами архитектуры и градостроительства. Органы архитектуры и градостроительства осуществляют контроль за соблюдением красных линий на подведомственной территории и несут ответственность за своевременное внесение дополнений и изменений в соответствии с утвержденными разбивочными чертежами (пункт 4.7. Инструкции РДС 30-201-98).
Согласно нормативам, установленным СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16 мая 1989 года N 78, Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 269, постановлением Госстроя России от 25 августа 1993 года N 18-32, ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно - гигиенических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается в метрах: магистральных дорог - 50 - 75; магистральных улиц - 40 - 80; улиц и дорог местного значения - 15 - 25.
Согласно части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Истцом каких-либо доказательств наличия правовых оснований, предусматривающих возможность переноса "красных линий", не представлено, не добыты такие доказательства и при рассмотрении дела по существу. Также отсутствуют данные, свидетельствующие об установлении "красных линий", о переносе которых истцом заявлены требования, без учета существующих объектов недвижимости, расположенных на данной улице.
С учетом изложенного, основываясь на перечисленных выше нормах права, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось. При этом судебная коллегия учитывает, что сам отказ Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани от 27 сентября 2016 года, которым истцу сообщено, что корректировка проектных красных линий на данном участке не представляется возможной, не обжалован.
При отказе в удовлетворении исковых требований судом первой инстанции также принято во внимание, что площадь запрашиваемого истцом земельного участка не соответствует требованиям, установленным действующим земельным законодательством, к предельным минимальным размерам земельных участков. В данном случае судом учтено, что испрашиваемый истцом земельный участок, площадью 245 кв.м., предоставленный под индивидуальное жилищное строительство, менее 400 кв.м., то есть меньше установленного минимального размера в г. Казани.
Судебная коллегия, соглашаясь с отказом суда в удовлетворении исковых требований учитывает, что реальный раздел земельного участка решением Советского районного суда г. Казани от 1 марта 1990 года не производился, судом был определен лишь порядок пользования земельным участком, расположенным по адресу: "адрес", в связи с реальным разделом домовладения, расположенного на нем.
В сведениях публичной кадастровой карты, данный земельный участок является ранее учтенным, то есть его границы в установленном законом порядке процедуру межевания не прошли.
Истцом также не предоставлен отказ ответчика в согласовании предоставления земельного участка в фактических границах, также отсутствуют данные об обращении его в уполномоченные органы с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при установлении границ "красных линий" были допущены нарушения, использовались данные 1970 годов, и не учитывались уже имеющие строения, какими-либо доказательствами не подтверждены, в этой связи не могут служить основаниями для отмены решения суда.
Ссылка апеллянта на то, что установленные "красные линии", о переносе которых заявлены истцом требования, не подпадают под понятие "красных линий", содержащихся в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не соответствует действительности. Из ответа Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани N ... от 27 сентября 2016 года и имеющейся в деле топографической съемки местности с нанесенными на нее границами "красных линий" усматривается, что проектными красными линиями закреплена территория общего пользования в виде дороги к земельным участкам, а также красные линии нанесены под организацию проезда и технического коридора, проложенных и перспективных магистральных инженерных коммуникаций.
Сам же по себе факт того, что при существующих границах "красных линий" часть принадлежащих истцу на праве собственности объектов недвижимости остается за пределами "красных линий", не может служить безусловным основанием для переноса "красных линий". Напротив, расположение объектов недвижимости за пределами "красных линий", согласно вышеназванным нормам является основанием для их сноса. При этом в соответствии с заключением к проекту постановления исполнительного комитета г. Казани "О предварительном согласовании предоставления гражданину Р.Н. Мингазову земельного участка, занимаемого индивидуальным жилым домом по "адрес"" в границах "красных линий" расположена часть земельного участка с кадастровым номером ... , свободная от застройки.
Иные обстоятельства, которыми аргументирована апелляционная жалоба, являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции при рассмотрении дела. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, вывод суда основан на анализе доказательств, мотивирован, соответствует требованиям федерального законодательства, и основания считать его неправильным у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 199, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Казани от 10 января 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.Н. Мингазова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.