Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Гиниатуллиной Ф.И. и Субботиной Л.Р.
при секретаре судебного заседания Назмутдиновой Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Субботиной Л.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Ахметшиной Г.Ф. - Патраковой Н.П. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 26 января 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Ахметшиной Г.Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) включить Ахметшиной Г.Ф. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, следующие периоды:
- с 1 по 8 января 1995 года период нахождения на учебе;
- с 25 августа 1997 года по 11 января 1998 года период нахождения в отпуске по беременности и родам;
- с 4 по 7 февраля 1998 года, период работы в должности учителя татарского языка и литературы в Государственном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N39";
- с 1 апреля по 23 июня 2016 года период работы в должности учителя татарского языка и литературы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Набережночелнинская школа N69 для детей с ограниченными возможностями здоровья".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца Патраковой Н.П. в поддержку жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ахметшина Г.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию.
В обоснование своих требований истец указала, что 24 июня 2016 года она подала в территориальный орган пенсионного фонда заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако уточненным решением ответчика в назначении пенсии ей было отказано со ссылкой на отсутствие требуемой продолжительности специального стажа 25 лет.
С данным отказом Ахметшина Г.Ф. не согласна, полагает, что исчисление указанного стажа ответчиком осуществлено неверно в связи с необоснованным исключением из него следующих периодов: с 1 сентября 1989 года по 18 сентября 1990 года нахождение на учебе в Елабужском государственном педагогическом институте; с 1 по 8 января 1995 года на учебе; с 25 августа 1997 года по 11 января 1998 года нахождения истца в дородовом и послеродовом отпуске; с 4 февраля по 7 февраля 1998 года, 15 октября 1998 года работы в должности учителя татарского языка и литературы Государственном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 39"; с 26 августа 2008 года по 30 марта 2013 года в качестве заместителя директора по хозяйственной работе; с 1 сентября 2008 года по 31 мая 2009 года, с 1 сентября 2009 года по 31 мая 2010 года, с 1 сентября 2010 года по 31 мая 2011 года, с 1 сентября 2011 года по 31 мая 2012 года в качестве педагога дополнительного образования по совместительству в МАОУ ДОД "Детско-юношеский центр N 14"; с 1 ноября 2010 года по 31 мая 2012 года, с 1 октября 2012 года по 31 марта 2013 года в качестве учителя начальных классов (по совместительству) в ГБОУ "Набережночелнинская школа N 69 для детей с ограниченными возможностями здоровья"; с 1 апреля по 23 июня 2016 года в качестве учителя татарского языка и литературы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Набережночелнинская школа N69 для детей с ограниченными возможностями здоровья". По изложенным основаниям она просила суд признать решение ответчика незаконным, возложив на пенсионный орган обязанность по включению приведенных выше периодов в ее специальный стаж и назначению ей досрочной страховой пенсии по старости.
В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали, пояснили, что в период с 1 по 8 января 1995 года истец находилась на экзаменационной сессии в Елабужском государственном педагогическом институте.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановленорешение о частичном удовлетворении иска в изложенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с постановленным по делу решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований по включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии периодов работы с 1 ноября 2010 года по 31 мая 2012 года, с 1 октября 2012 года по 31 марта 2013 года в качестве учителя начальных классов (по совместительству) в ГБОУ "Набережночелнинская школа N 69 для детей с ограниченными возможностями здоровья", просит его в этой части отменить. При этом в жалобе она приводит те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, настаивает на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает, что указанный спорный период должен быть включен в ее специальный стаж независимо от объема педагогической нагрузки.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу положений пункта 19 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Из материалов дела следует, что 24 июня 2016 года Ахметшина Г.Ф. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика от 28 ноября 2016 года ... в назначении досрочной пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 25 лет, в который в бесспорном порядке было зачтено 20 лет 5 месяцев 15 дней, при условии предоставления индивидуальных сведений за период с 1 апреля по 23 июня 2016 года с кодом "Условия для досрочного назначения трудовой пенсии" в отдел персонифицированного учета УПФР - 20 лет 8 месяцев 7 дня. При этом приведенные выше спорные периоды в специальный стаж истца ответчиком включены не были.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении заявленных ею требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периодов работы в должности учителя начальных классов (по совместительству) в ГБОУ "Набережночелнинская школа N69 для детей с ограниченными возможностями здоровья", суд исходил из того, что в указанный период ее педагогическая нагрузка не превышала 0,55 ставки, соответственно не выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения указанных требований.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда в указанной части в силу следующего.
Так, в целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в части 2 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающей, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В пределах предоставленных ему полномочий Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
В разделе "Наименование учреждений" данного Списка предусмотрены общеобразовательные учреждения, в том числе общеобразовательные школы всех наименований, а в разделе "Наименование должностей" - должности заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, и учителя.
Как установлено судом и следует из материалов дела - трудовой книжки истца, справки от 03 июня 2016 года N21, выданной государственным бюджетным общеобразовательным учреждением "Набережночелнинская школа N 69 для детей с ограниченными возможностями здоровья" в период с 01 ноября 2010 года по 31 мая 2012 года, с 01 октября 2012 года по 31 марта 2013 года Ахметшина Г.Ф. работала в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении "Набережночелнинская школа N 69 для детей с ограниченными возможностями здоровья" в должности учителя начальных классов (по совместительству) на 0,55 ставки.
В силу пункта 6 указанных выше Правил работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Учитывая, что истец в указанные периоды осуществляла работу учителем начальных классов, вывод суда о законности исключения ответчиком их из специального стажа истца является неправильным.
Суд первой инстанции в указанной части неверно применил законодательство, регулирующее спорные правоотношения, в связи с чем решение в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении данных исковых требований Ахметшиной Г.Ф. о включении в ее специальный стаж периодов работы в ГБОУ "Набережночелнинская школа N69 для детей с ограниченными возможностями здоровья" с 1 ноября 2010 года по 31 мая 2012 года, с 1 октября 2012 года по 31 марта 2013 года в должности учителя начальных классов.
В остальной части решение участвующими в деле лицами не обжалуется и предметом апелляционного рассмотрения не является.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 26 января 2017 года по данному делу в части отказа в удовлетворении исковых требований Ахметшиной Г.Ф. о включении в специальный стаж периодов ее работы в должности учителя начальных классов (по совместительству) в ГБОУ "Набережночелнинская школа N 69 для детей с ограниченными возможностями здоровья" с 01 ноября 2010 года по 31 мая 2012 года, с 01 октября 2012 года по 31 марта 2013 года в качестве отменить и принять в этой части новое решение.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) обязанность включить в специальный стаж работы Ахметшиной Г.Ф., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды работы с 01 ноября 2010 года по 31 мая 2012 года, с 01 октября 2012 года по 31 марта 2013 года в качестве учителя начальных классов (по совместительству) в ГБОУ "Набережночелнинская школа N 69 для детей с ограниченными возможностями здоровья"
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.