Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Гаянова А.Р. и Субботиной Л.Р.,
при секретаре судебного заседания Маметовой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Субботиной Л.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Хазиевой Л.З. на решение Советского районного суда города Казани от 16 января 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Хазиевой Л.З. к Ликвидационной комиссии Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков о признании права на присвоение очередного специального звания, возложении обязанности издать приказ о присвоении очередного специального звания, к Ликвидационной комиссии Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан - о перерасчете денежного довольствия с учетом присвоения специального звания "майор полиции" отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хазиева Л.З. обратилась с исковыми требованиями в суд к ликвидационной комиссии Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков о признании права на присвоение очередного специального звания, возложении обязанности издать приказ о присвоении очередного специального звания и к ликвидационной комиссии Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан - о перерасчете денежного довольствия с учетом присвоения специального звания "майор полиции".
В обоснование исковых требований указала, что с 24 сентября 2010 года она проходит службу в Управлении ФСКН России по Республике Татарстан. После упразднения Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее также - ФСКН России) в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года ... истец была включена в состав ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Республике Татарстан, где и работает по настоящее время. Полагает, что поскольку на ликвидационную комиссию ФСКН России возложена обязанность по принятию мер по обеспечению гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством в отношении сотрудников и работников упраздняемой службы, в частности, в отношении работников, включенных в состав ликвидационной комиссии, - условий, предусмотренных Положением о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, определяющих порядок прохождения службы в этих органах, то к полномочия ответчика отнесено и присвоение истцу очередного специального звания. Вместе с тем из письма ликвидационной комиссии ФСК России от 22 июня 2016 года следует, что присвоение очередных специальных званий работникам ликвидационных комиссий производиться не будет.
В связи с изложенным истец с учетом увеличения исковых требований просила признать за ней право на присвоение очередного специального звания "майор полиции", возложить на ликвидационную комиссию ФСКН России обязанность издать приказ о присвоении ей очередного специального звания с 24 сентября 2016 года, возложить обязанность на ликвидационную комиссию Управления ФСКН РФ по РТ произвести перерасчет ее денежного довольствия с учетом присвоения специального звания "майор полиции" за период с 24 сентября 2016 года по 30 декабря 2016 года в размере 3506 рублей 90 копеек.
В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали.
Представитель ликвидационной комиссии ФСКН России в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения иска.
Представитель ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Республике Татарстан в судебном заседании исковые требования не признал.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал и принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Хазиева Л.З. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении требований, настаивает на своей правовой позиции, согласно которой полагает, что специальное звание "майор полиции" ей должно было быть присвоено, несмотря на упразднение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок присвоения специальных званий регламентирован Положением о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным указом Президента Российской Федерации 05 июня 2003 года N 613 "О службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" (далее Положение).
В соответствии с пунктом 39 Положения специальное звание присваивается сотруднику последовательно, при соответствии указанного звания занимаемой должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании (для капитана полиции этот срок составляет три года).
Согласно пунктам 54, 55 Положения, срок выслуги в специальном звании исчисляется со дня подписания приказа о присвоении этого звания либо с даты, указанной в приказе о присвоении этого звания. Очередное специальное звание, соответствующее занимаемой должности, присваивается сотруднику в день истечения срока его службы в предыдущем звании.
Вместе с тем в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" в сфере миграции Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена.
Пунктом 4 указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N 156 в отношении сотрудников упраздняемой Федеральной службы установлено, что сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники ФСКН продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных указом Президента Российской Федерации N 156 (согласно пункту 5 Указа завершение проведения организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего указа, установлено до 1 июня 2016 года); сотрудники ФСКН, изъявившие желание поступить на службу в МВД, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации, при этом сотрудникам ФСКН, принятым на службу в МВД в порядке перевода:
присваиваются специальные звания, соответствующие специальным званиям, присвоенным в органах наркоконтроля, но не выше специального звания полковника.
Как видно из материалов дела, истец Хазиева Л.З. проходила службу в Управлении ФСКН России по Республике Татарстан, имеет специальное звание "капитан полиции" (л.д.28). После издания указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года ... , на основании которого Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ была упразднена, истец, находясь в должности начальника отдела кадров и воспитательной работы Управления, вошла в соответствии с приказом председателя ликвидационной комиссии УФСКН России по Республике Татарстан от 01 июня 2016 года в состав данной ликвидационной комиссии (л.д.9).
14 сентября 2016 года исполняющим обязанности председателя ликвидационной комиссии Управления было направлено в адрес председателя ликвидационной комиссии ФСКН России представление о присвоении Хазиевой Л.З. очередного специального звания "майор полиции", поскольку с момента предыдущего присвоения ей очередного специального звания ("капитан полиции") прошло более трех лет, то есть истек срок выслуги в предыдущем специальном звании. Данное представление было получено ответчиком 30 ноября 2016 года, однако ответа на него не поступило, очередное специальное звание истцу не присвоено.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, положенных в обоснование заявленных требований, и об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Так, согласно приказу ФСКН России от 26 мая 2016 года N 161"Об исполнении указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года ... " сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ освобождены от занимаемых должностей с 01 июня 2016 года за исключением сотрудников, которые планируются к назначению в состав ликвидационных комиссий.
При этом ни приведенным указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года ... , регулирующим положение сотрудников упраздняемой федеральной службы, и устанавливающим, в частности, возможность присвоения очередных специальных званий сотрудникам, принятым в порядке перевода на службу в МВД, ни приказом ФСКН, предусматривающим сохранение в должности сотрудника ФСКН для членов ликвидационных комиссий, не установлена (в отличие от сотрудников, перешедших на работу в МВД) возможность присвоения очередного специального звания сотрудникам федеральной службы, вошедшим в состав ликвидационных комиссий.
В соответствии с изданным в целях реализации указа Президента Российской Федерации ... распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 года ... созданы ликвидационная комиссия ФСКН России, ликвидационные комиссии территориальных органов ФСКН России, и с 1 июня 2016 года проводится комплекс ликвидационных мероприятий, связанных с упразднением ФСКН России.
Как установлено пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию, и согласно пункту 4 статьи с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия юридического лица - это особый орган ликвидируемого юридического лица, который с момента назначения в установленном порядке осуществляет полномочия по управлению его делами.
Так, в частности, приказом от 01 июня 2016 года ... вновь назначенным председателем ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Республике Татарстан Тетенищевым Б.А. был утвержден состав данной ликвидационной комиссии в соответствии с занимаемыми должностями согласно штатного расписания Управления. Хазиева Л.З. была включена в состав ликвидационной комиссии, продолжая оставаться в должности начальника отдела кадров и воспитательной работы Управления ФСКН России по Республике Татарстан.
Пунктом 4 вышеприведенного распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 года ... определены полномочия председателя ликвидационной комиссии ФСКН России. Однако присвоение очередных специальных званий членам ликвидационной комиссии ФСКН России и ликвидационных комиссий ее территориальных органов в числе данных полномочий не предусмотрено.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что от занимаемой должности в составе Управления ФСКН России по Республике Татарстан она до настоящего времени не освобождена и потому имеет право на предоставление ей в полном объеме тех гарантий и компенсаций, которые были предусмотрены для сотрудников ФСКН России, отклоняются в силу следующего.
Распоряжением Правительства Российской Федерации ... , а также иными подзаконными актами, изданными в связи с ликвидацией ФСКН России и регулирующими, в частности, работу вновь образованных ликвидационных комиссий федеральной службы, не предусмотрено утверждение штата центральной ликвидационной комиссии и ликвидационных комиссий региональных управлений службы. В этой связи, как разъяснено в письме председателя ликвидационной комиссии ФСКН России от 22 июня 2016 года ... , тарификация оплаты труда по занимаемой штатной должности не представляется возможной (так как состав штата не утвержден), и потому включенные в состав ликвидационных комиссий члены (в целях тарификации оплаты их труда) продолжают оставаться числящимися по ранее замещаемым должностям в целях обеспечения их денежным довольствием и предоставления социальных гарантий. При этом перечень исполняемых ими в качестве членов ликвидационных комиссий должностных обязанностей определяется не в соответствии с должностью, по которой осуществляется его денежное содержание, а исходя из поставленных перед ликвидационной комиссией ФСКН России (ее территориального органа) задач и реализуемых ими в этой связи функций.
Кроме того, в пункте 5 распоряжения Правительства Российской Федерации ... содержится следующая формулировка: "Минфину России поручено предусмотреть финансирование мероприятий по реализации данного распоряжения, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) и социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФСКН России, сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФСКН России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФСКН России и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям, а также по обеспечению их деятельности до завершения ликвидационных мероприятий". Из смысла данного требования следует, что, издавая распоряжение, регулирующее деятельность ликвидационных комиссий ФСКН России, Правительство Российской Федерации исходило из необходимости сохранить денежное довольствие и другие гарантии сотрудникам упраздняемой ФСКН - членам ликвидационных комиссий по ранее занимаемым ими должностям, не предусматривая и не предполагая возможности увеличения их денежного довольствия (что неизбежно влечет за собой присвоение очередного специального звания) и иного продвижения их по службе и улучшения статуса, исходя из того, что участие и работа данных сотрудников в ликвидационной комиссии лишь временно и впоследствии, по окончании ликвидации, они будут освобождены от исполняемых обязанностей и на них будут распространяться те же правила, что и на других сотрудников, освобожденных от исполнения своих обязанностей 01 июня 2016 года. При этом присвоение сотрудникам очередных специальных званий к числу социальных гарантий отнесено быть не может.
На основании изложенного правовых оснований для присвоения председателем ликвидационной комиссии ФСКН России очередных специальных званий членам ликвидационной комиссии ФСКН России и ликвидационных комиссий ее территориальных органов не установлено, в связи с чем законных оснований для присвоения Хазиевой Л.З. очередного специального звания - "майор полиции" не имеется, следовательно отсутствуют правовые основания для компенсации разницы по выплате ей денежного довольствия в сумме 3506 рублей 90 копеек.
В этой связи в удовлетворении заявленных исковых требований к Ликвидационной комиссии Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков о признании права на присвоение очередного специального звания, возложении обязанности издать приказ о присвоении очередного специального звания, к Ликвидационной комиссии Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан - о перерасчете денежного довольствия с учетом присвоения специального звания "майор полиции" Хазиевой Л.З. суд первой инстанции отказал обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы истца направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и установленных обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Иных правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена.
Судом первой инстанции с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела и дана надлежащая оценка представленным доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права к спорным правоотношениям применены верно, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, соответственно, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Казани от 16 января 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Хазиевой Л.З.- без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.