Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Насретдиновой Д.М.,
судей Гаянова А.Р. и Субботиной Л.Р.,
при секретаре судебного заседания Маметовой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 24 января 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Белоусова А.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Белоусова А.П. - ФИО1, поддержавшей жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Белоусов А.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) о возложении обязанности по включению периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и признанию права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Свои требования истец мотивировал тем, что 22 мая 2015 года он подал в пенсионный орган заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако решением ответчика в этом ему было отказано по мотиву отсутствия требуемой продолжительности специального стажа.
С данным отказом истец не согласен, полагает, что из указанного стажа ответчик необоснованно исключил ряд периодов его трудовой деятельности, которые, по его мнению, должны быть учтены при подсчете льготного стажа. По изложенным основаниям, уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Белоусов А.П. просил суд возложить на пенсионный орган обязанность по включению в его специальный стаж периодов работы в качестве водителя в открытом акционерном обществе "Пассажирское автотранспортное предприятие" (ранее до переименования - Коммунальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие, Государственное унитарное предприятие "Пассажирское автотранспортное предприятие", далее по тексту - ОАО "ПАТП") с 01 января 2000 года по 31 декабря 2000 года, с 01 января 2004 года по 31 декабря 2004 года, с 01 января 2005 года по 16 августа 2005 года, с 01 января 2008 года по 12 февраля 2008 года, у индивидуального предпринимателя (далее - ИП) ФИО2 с 13 февраля 2008 года по 30 декабря 2009 года, а также признать за ним право на досрочное назначение пенсии с 22 мая 2015 года.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд в удовлетворении иска отказал и вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель истца, выражая несогласие с принятым по делу судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. При этом в жалобе им приводятся те же доводы, что и в обоснование предъявленного иска, указывается, что представленные документы подтверждают занятость Белоусова А.П. в качестве водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, в связи с чем его исковые требования должны быть удовлетворены.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
На основании статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу положений пункта 10 частей 1, 2, 3 и 4 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 27 действовавшего до 01 января 2015 года Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения пенсионного возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначалась мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имевшим страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Льготное пенсионное обеспечение указанной категории лиц предусматривалось и в пункте "к" статьи 12 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что 22 мая 2015 года истец обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой не менее 20 лет в качестве водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Решением ответчика от 04 июня 2015 года ... в назначении досрочной пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа, в который в бесспорном порядке зачтено 19 лет 10 месяцев 11 дней. При этом периоды работы истца в качестве водителя в ОАО "ПАТП" с 01 января 2000 года по 31 декабря 2000 года, с 01 января 2004 года по 31 декабря 2004 года, с 01 января 2005 года по 16 августа 2005 года в его специальный стаж ответчиком включены не были в связи с занятостью на регулярных городских пассажирских маршрутах менее 80 процентов рабочего времени, а в этой же организации с 01 января 2008 года по 12 февраля 2008 года и у ИП Швыдченко А.И. с 13 февраля 2008 года по 30 декабря 2009 года по причине представления работодателем в первом случае сведений индивидуального (персонифицированного) учета без указания кода особых условий труда, во втором случае - в связи с отсутствием указанных сведений.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца о включении в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, периодов работы истца в ОАО "ПАТП" с 01 января 2008 года по 12 февраля 2008 года и у ИП ФИО2 с 13 февраля 2008 года по 30 декабря 2009 года, суд обоснованно исходил из того, что в ходе судебного разбирательства не нашло своего доказательственного подтверждения то обстоятельство, что в указанные спорные периоды Белоусов А.П. осуществлял свою трудовую деятельность в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, а также о его полной занятости в указанных условиях труда.
Доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с указанными выводами суда нельзя признать обоснованными, исходя из следующего.
Пунктом 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н (далее - Порядок), предусмотрено, что в соответствии с настоящим Порядком подтверждению подлежат периоды работы в качестве водителей автобусов, троллейбусов и трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах.
В пункте 3 Порядка указано, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из пункта 4 Порядка следует, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета (пункт 13 Порядка).
Таким образом, действующим правовым регулированием предусмотрена необходимость подтверждения специального трудового стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии, в том числе в должности водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Между тем ни записи в трудовой книжке истца, ни иные представленные суду документы не содержат достоверных и бесспорных сведений о его работе в приведенное выше время в особых условиях труда - в качестве водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что индивидуальные сведения за эти спорные периоды, имевшие место после регистрации истца в качестве застрахованного лица, сдавались ОАО "ПАТП" без указания кода особых условий труда, а ИП ФИО2 не представлены, суд пришел правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в этой части.
Вместе с этим судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований истца о включении в его специальный стаж периодов работы в должности водителя в ОАО "ПАТП" с 01 января 2000 года по 31 декабря 2000 года, с 01 января 2004 года по 31 декабря 2004 года, с 01 января 2005 года по 16 августа 2005 года.
Как видно из имеющихся в деле документов, за указанные выше периоды времени сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истца были представлены работодателем в пенсионный орган с указанием кода особых условий труда, то есть его право на включение данных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подтверждено в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Кроме того, необходимо отметить, что ни трудовая книжка истца, ни иные имеющиеся в деле документы не содержат сведений о неполной занятости истца в указанные периоды времени.
Исходя из изложенного решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении иска в этой части и возложении на пенсионный орган обязанности по включению в специальный стаж истца перечисленных периодов работы.
С учетом исчисленной пенсионным органом продолжительности специального стажа истца, а также периодов, зачтенных в судебном порядке, льготный стаж Белоусова А.П. на день обращения в пенсионный орган составлял более 20 лет, в связи с чем решение в части отказа в назначении ему досрочной страховой пенсии также судебной коллегией отменяется с принятием нового решения о возложении на ответчика обязанности по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости с 26 мая 2015 года - даты достижения им возраста 55 лет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 24 января 2017 года по данному делу в части отказа в удовлетворении исковых требований Белоусова А.П. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы в качестве водителя регулярных городских пассажирских маршрутов в ОАО "ПАТП" с 01 января 2000 года по 31 декабря 2000 года, с 01 января 2004 года по 31 декабря 2004 года, с 01 января 2005 года по 16 августа 2005 года и признанию права на досрочное назначение страховой пенсии по старости отменить и принять по делу в этой части новое решение.
Обязать Государственное учреждение - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) включить в стаж Белоусова А.П., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды его работы в качестве водителя регулярных городских пассажирских маршрутов в ОАО "ПАТП" с 01 января 2000 года по 31 декабря 2000 года, с 01 января 2004 года по 31 декабря 2004 года, с 01 января 2005 года по 16 августа 2005 года, а также назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 26 мая 2015 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.