Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Калимуллина Р.Я. и Шакировой З.И.,
при секретаре судебного заседания Каримовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Шакировой З.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Татарстан на решение Советского районного суда г. Казани от 07 февраля 2017 года, которым постановлено:
исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер", Министерству здравоохранения Республики Татарстан о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства удовлетворить частично.
Обязать Государственное автономное учреждение здравоохранения "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" и Министерство здравоохранения Республики Татарстан в срок до "дата" года устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно:
- обеспечить проведение ремонтных работ с устранением текущих дефектов в помещениях филиалов ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" по адресам: "адрес", "адрес" (санаторное отделение для детей школьного возраста и подростков), "адрес"; обеспечить внутреннюю отделку помещений (стен, полов, потолков) из материалов, обеспечивающих легкодоступность для проведения влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами, заменить санитарно-техническое оборудование, устранить следы протечек, сырости, плесени, заделать трещины, щели и выбоины, восстановить напольное покрытие в палатах, функциональных кабинетах, лабораториях, пищеблоках, санитарных узлах, санитарных комнатах, коридорах, лестничных пролетах, подвалах стационаров и диспансеров, выполнить внутреннюю отделку помещений ванных комнат, санитарных узлов, санитарных комнат из материалов обеспечивающих влагостойкость на всю высоту помещений;
- установить фильтры высокой очистки в приточных системах вентиляции для очистки воздуха, подаваемого в помещения класса "Б" (процедурные, прививочный кабинет, стерильная зона централизованного стерилизационного отделения); оборудовать вытяжные вентиляционные системы устройствами обеззараживания воздуха или фильтрами тонкой очистки, проводить ежегодную очистку и дезинфекцию систем вентиляции в помещениях филиала ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" по адресу: "адрес"; предусмотреть систему приточно- вытяжной вентиляции в помещении для сортировки и временного хранения грязного белья па филиале ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" в "адрес", оборудовать вытяжной вентиляцией с механическим побуждением помещения душевых, санитарных узлов, кладовых для хранения дезинфекционных средств и временного хранения отходов, оборудовать системой приточно-вытяжной вентиляции процедурный кабинет отделения ... , кабинет постановки проб Манту на филиале ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" в "адрес";
- провести замену изношенной и немедицинской мебели в процедурных кабинетах отделений стационара, ЦСО, кабинетах приема врачей (столы, стулья) на филиале ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" по адресу: "адрес";
- обеспечить поточность технологических процессов исключающих перекрещивание потоков с различной степенью эпидемиологической опасности, а именно, поступление больных в приемный покой для госпитализации осуществлять через отдельный вход, задействовать грузовой лифт для перевозки белья, постельных принадлежностей, трупов, оборудования на филиале ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" по адресу: "адрес";
- обеспечить последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, оборудовать цех для обработки мяса и мясных полуфабрикатов, овощей на пищеблоке филиала ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" по адресу: "адрес";
- обеспечить набор помещений в соответствии с требованиями санитарных правил: помещение для хранения личных вещей больных, гардероб, комната приема пищи, душевые для сотрудников во всех подразделениях диспансера, клизменную в хирургическом отделении, помещение для хранения грязного белья, помещение временного хранения отходов, обеспечить бытовые комнаты с гардеробом в отделениях (2, 3, 4 этажах) достаточным количеством шкафов согласно списочному количеству работающих, установить количество коек в палатах стационара в соответствии с установленными нормами на филиале ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" по адресу: "адрес";
- предусмотреть резервные источники горячего водоснабжения- электроводонагреватели для бесперебойного обеспечения горячей водой в помещениях, требующих соблюдения особого противоэпидемического режима (предоперационных, манипуляционных процедурных кабинетах, санитарных комнатах и т.д.), заменить функционирующим технологическим оборудованием электрокипятильник, тестомесильное оборудование, овощерезка, жарочный шкаф на филиале ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" по адресу: "адрес";
- благоустроить территорию лечебного учреждения на филиале ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" по адресу: "адрес".
В остальной части иска к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер", Министерству здравоохранения Республики Татарстан и в удовлетворении иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан Забусовой Н.И., поддержавшей жалобу, объяснения япредставителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Беловой Л.В., представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Республики Татарстан Костиной К.В., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан), действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" (далее - ГАУЗ "РКПД") о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства.
В обоснование исковых требований указано, что с целью контроля исполнения ГАУЗ "РКПД" пунктов ... предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор и контроль за выполнением обязательных требований в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения от "дата" года, Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан издано распоряжение от "дата" года о проведении внеплановой выездной проверки, в ходе которой установлено, что пункты ... предписания от "дата" года, сроком исполнения до "дата" года не выполнены, а именно:
- в филиале ГАУЗ "РКПД" Набережночелнинский ПТД, "адрес":
п. 51 - структура, планировка, оборудование помещений не обеспечивает поточность технологических процессов и не исключает возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности, а именно, поступление больных в приемный покой для госпитализации осуществляется через общий вход, не функционирует грузовой лифт для перевозки белья, постельных принадлежностей, трупов, оборудования;
п. 56 - не установлены фильтры высокой очистки в приточных системах вентиляции для очистки воздуха, подаваемого в помещения класса "Б" (процедурные, прививочный кабинет, стерильная зона централизованного стерилизационного отделения);
п. 57 - не оборудованы вытяжные вентиляционные системы устройствами обеззараживания воздуха или фильтрами тонкой очистки;
п. 58 - не проводится ежегодная очистка и дезинфекция систем вентиляции;
п. 59 - не проведена замена изношенной и немедицинской мебели в процедурных кабинетах отделений стационара, ЦСО, кабинетах приема врачей (столы, стулья);
- в Зеленодольском районе, п. Октябрьский (санаторное отделение для детей школьного возраста и подростков):
п. 80 - не проведен ремонт с заменой санитарно-технического оборудования в комнатах, функциональных кабинетах, туалетах, санитарных комнатах на 3-ем этаже, в чистой половине камерного блока, в прачечной, бане;
п. 87 - не проведен ремонт помещений пищеблока, мясного склада, склада сыпучих продуктов и молока;
- в филиале ГАУЗ "РКПД" Казанская туберкулезная больница, Высокогорский район, Красносельское сельское поселение, санаторий "Каменка", "адрес":
п. 95 - не обеспечены светильники общего освещения помещений (процедурные, помещения прачечной, кабинеты врачей, медсестер, коридоры и др.) защитными плафонами;
- в филиале ГАУЗ "РКПД" Альметьевский ПТД, "адрес":
п. 122 - не устранены участки с дефектами покрытия на потолках и стенах рентгенодиагностического кабинета;
п. 124 - не предусмотрены резервные источники горячего водоснабжения - электроводонагреватели для бесперебойного обеспечения горячей водой в помещениях, требующих соблюдения особого противоэпидемического режима (предоперационных, манипуляционных процедурных кабинетах, санитарных комнатах и т.д.);
п. 129 - не выделены гардероб, душевые и комната приема пищи для персонала (на 1 и 2 этажах) в подразделениях диспансера;
п. 132 - не установлено количество коек в палатах стационара в соответствии с установленными нормами;
п. 133 - не проведена герметизация стыков, отверстий, в местах прохождения инженерных коммуникации в санитарных помещениях, расположенных на этажах здания (после замены канализационных труб и систем водоснабжения), в подвале;
п. 136 - не обеспечен набор помещений в соответствии с требованиями санитарных правил: помещение для хранения личных вещей больных, гардероб, комната приема пищи, душевые для сотрудников во всех подразделениях, клизменная в хирургическом отделении, помещения для хранения грязного белья, помещения временного хранения отходов;
п. 137 - не благоустроена территория лечебного учреждения, не обеспечена площадь зеленых насаждений и газонов не менее 50% общей площади участка стационара;
п. 138 - не предусмотрена система приточно-вытяжной вентиляции в помещении для сортировки и временного хранения грязного белья;
п. 141 - не обеспечены бытовые комнаты с гардеробом в отделениях (2, 3, 4 этажах) достаточным количеством шкафов согласно списочному количеству работающих;
п. 142 - не проведен косметический ремонт в подвальной части стационара;
п. 149 - не заменены функционирующим технологическим оборудованием - электрокипятильник, тестомесильное оборудование, овощерезка, жарочный шкаф;
- в филиале ГАУЗ "РКПД" Нижнекамский ПТД, "адрес":
п. 175 - не выполнена внутренняя отделка помещений (стены, полы, потолки) из материалов, обеспечивающих легкодоступность для проведения влажной уборки и устойчивость к обработке моющими и дезинфицирующими средствами;
п. 177- не выполнена внутренняя отделка помещений из материалов, обеспечивающих влагостойкость на всю высоту помещений, в ванных комнатах, санитарных комнатах и санитарных узлах;
- в филиале ГАУЗ "РКПД" Бугульминский ПТД, "адрес":
п. 180 - не приведена внутренняя отделка помещений в удовлетворительное санитарно-техническое состояние: не устранены дефекты внутренней отделки, следы протечек, сырости, плесени; не заделаны трещины, щели и выбоины; не восстановлено напольное покрытие;
п. 183 - не оборудованы вытяжной вентиляцией с механическим побуждением без устройства организованного притока помещения: душевых, санитарных узлов, кладовых для хранения дезинфекционных средств и временного хранения отходов;
п. 192 - не оборудован процедурный кабинет отделения ... , кабинет постановки проб Манту системой приточно-вытяжной вентиляции;
п. 208 - на пищеблоке не обеспечена последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции;
п. 209 - не оборудован цех для обработки мяса и мясных полуфабрикатов, овощей;
п. 211 - не проведен косметический ремонт на пищеблоке с побелкой стен, потолков, покраской оконных рам и труб водопроводной и отопительной систем.
По результатам внеплановой выездной проверки от "дата" года на ГАУЗ "РКПД" за выявленные нарушения требований санитарного законодательства составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В целях устранения выявленных нарушений "дата" года было выдано повторное предписание сроком исполнения до "дата" года.
Указанные нарушения санитарного законодательства создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В связи с этим Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан просило обязать ГАУЗ "РКПД" и Министерство здравоохранения Республики Татарстан в срок до "дата" года устранить выявленные нарушения требований санитарного законодательства и выполнить предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор и контроль за выполнением обязательных требований в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения от "дата" года; обязать ГАУЗ "РКПД" сообщить о принятых мерах в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан в срок до "дата" года.
Впоследствии к участию в деле в качестве третьего лица, а затем и в качестве соответчика было привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - МЗиО Республики Татарстан).
По результатам повторной проверки, проведенной в ходе судебного разбирательства, представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан исковые требования уточнил, просил обязать ГАУЗ "РКПД" и Министерство здравоохранения Республики Татарстан в срок до "дата" года устранить выявленные нарушения требований санитарного законодательства, а именно:
- обеспечить проведение ремонтных работ с устранением текущих дефектов в помещениях филиалов ГАУЗ "РКПД" по адресам: "адрес" (санаторное отделение для детей школьного возраста и подростков), "адрес"; обеспечить внутреннюю отделку помещений (стен, полов, потолков) из материалов, обеспечивающих легкодоступность для проведения влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами, заменить санитарно-техническое оборудование, устранить следы протечек, сырости, плесени, заделать трещины, щели и выбоины, восстановить напольное покрытие в палатах, функциональных кабинетах, лабораториях, пищеблоках, санитарных узлах, санитарных комнатах, коридорах, лестничных пролетах, подвалах стационаров и диспансеров, выполнить внутреннюю отделку помещений ванных комнат, санитарных узлов, санитарных комнат из материалов обеспечивающих влагостойкость на всю высоту помещений;
- установить фильтры высокой очистки в приточных системах вентиляции для очистки воздуха, подаваемого в помещения класса "Б" (процедурные, прививочный кабинет, стерильная зона централизованного стерилизационного отделения); оборудовать вытяжные вентиляционные системы устройствами обеззараживания воздуха или фильтрами тонкой очистки, проводить ежегодную очистку и дезинфекцию систем вентиляции в помещениях филиала ГАУЗ "РКПД" по адресу: "адрес"; предусмотреть систему приточно-вытяжной вентиляции в помещении для сортировки и временного хранения грязного белья па филиале ГАУЗ "РКПД" в "адрес", оборудовать вытяжной вентиляцией с механическим побуждением помещения душевых, санитарных узлов, кладовых для хранения дезинфекционных средств и временного хранения отходов, оборудовать системой приточно-вытяжной вентиляции процедурный кабинет отделения ... , кабинет постановки проб Манту на филиале ГАУЗ "РКПД" в "адрес";
- провести замену изношенной и немедицинской мебели в процедурных кабинетах отделений стационара, ЦСО, кабинетах приема врачей (столы, стулья) на филиале ГАУЗ "РКПД" по адресу: "адрес";
- обеспечить поточность технологических процессов исключающих перекрещивание потоков с различной степенью эпидемиологической опасности, а именно, поступление больных в приемный покой для госпитализации осуществлять через отдельный вход, задействовать грузовой лифт для перевозки белья, постельных принадлежностей, трупов, оборудования на филиале ГАУЗ "РКПД" по адресу: "адрес";
- обеспечить последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, оборудовать цех для обработки мяса и мясных полуфабрикатов, овощей на пищеблоке филиала ГАУЗ "РКПД" по адресу: "адрес";
- обеспечить набор помещений в соответствии с требованиями санитарных правил: помещение для хранения личных вещей больных, гардероб, комната приема пищи, душевые для сотрудников во всех подразделениях диспансера, клизменную в хирургическом отделении, помещение для хранения грязного белья, помещение временного хранения отходов, обеспечить бытовые комнаты с гардеробом в отделениях (2, 3, 4 этажах) достаточным количеством шкафов согласно списочному количеству работающих, установить количество коек в палатах стационара в соответствии с установленными нормами на филиале ГАУЗ "РКПД" по адресу: "адрес";
- предусмотреть резервные источники горячего водоснабжения - электроводонагреватели для бесперебойного обеспечения горячей водой в помещениях, требующих соблюдения особого противоэпидемического режима (предоперационных, манипуляционных процедурных кабинетах, санитарных комнатах и т.д.), заменить функционирующим технологическим оборудованием электрокипятильник, тестомесильное оборудование, овощерезка, жарочный шкаф на филиале ГАУЗ "РКПД" по адресу: "адрес";
- благоустроить территорию лечебного учреждения на филиале ГАУЗ "РКПД" по адресу: "адрес";
- обязать ГАУЗ "РКПД" сообщить о принятых мерах в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан в срок до "дата" года.
В судебном заседании представители Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан иск поддержали.
Представитель МЗиО Республики Татарстан иск не признал.
ГАУЗ "РКПД" и Министерство здравоохранения Республики Татарстан в судебное заседание явку представителей не обеспечили, направили возражения, в которых просили в удовлетворении иска отказать.
Судом принято решение в указанной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Республики Татарстан просит решение суда отменить и в удовлетворении иска к Министерству отказать. Заявитель жалобы ссылается на то, что ГАУЗ "РКПД" является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в Департаменте казначейства Министерства финансов Республики Татарстан и Управлении Федерального казначейства по Республике Татарстан, расчетный и иные счета в учреждениях банков, обладает обособленным имуществом, вправе от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанность, выступать в качестве истца и ответчика в судах; Министерство здравоохранения Республики Татарстан осуществляет лишь полномочия учредителя ГАУЗ "РКПД" от имени Республики Татарстан, финансирование Министерством здравоохранения Республики Татарстан не осуществляется. Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан предписания об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в адрес Министерства здравоохранения Республики Татарстан не выносилось. Требования к Министерству здравоохранения Республики Татарстан предъявлены необоснованно.
В судебное заседание суда ГАУЗ "РКПД" явку представитель не обеспечило, извещено надлежащим образом.
Апелляционная жалоба на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена без участия представителя указанного лица.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 11, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан - территориальным органом Федерального органа исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322 утверждено Положение "О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".
Согласно п. 1 и п. 4 указанного Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В соответствии с п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 09 июля 2012 года N 685, Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, "дата" года Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан в отношении ГАУЗ "РКПД" вынесено предписание об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства. В целях контроля исполнения предписания, "дата" года было издано распоряжение Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан о проведении внеплановой выездной проверки, в ходе которой установлено, что не все пункты предписания от "дата" года выполнены. По результатам проверки "дата" года в отношении ГАУЗ "РКПД" составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно акту проверки от "дата" года, составленному в ходе нахождения дела в производстве суда, для устранения имеющихся нарушений санитарного законодательства в ГАУЗ "РКПД" необходимо проведение вышеописанных мероприятий
Из акта от "дата" года следует, что остальные нарушения, послужившие основанием для подачи искового заявления, устранены.
Наличие нарушений требований санитарного законодательства, указанных в уточнениях к исковому заявлению, лицами, участвующими в деле, не отрицалось. Привлечение к административной ответственности за нарушение требований санитарного законодательства не является основанием для освобождения привлеченного лица от обязанности устранить выявления нарушения санитарных норм и правил.
Поскольку ГАУЗ "РКПД" продолжает осуществлять эксплуатацию зданий и помещений с нарушениями требований санитарного законодательства, суд обоснованно удовлетворил требования Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан к ГАУЗ "РКПД" в части возложения обязанности устранить нарушения.
Возлагая такую же обязанность на Министерство здравоохранения Республики Татарстан, суд исходил из того, что Министерство осуществляет полномочия учредителя от имени Республики Татарстан в отношении ГАУЗ "РКПД" и является главным распорядителем и получателем средств республиканского бюджета. Самостоятельная имущественная ответственность медицинского учреждения по своим обязательствам не освобождает Министерство здравоохранения Республики Татарстан от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения, кроме того Министерство также обязано обеспечивать надлежащее содержание зданий и помещений ГАУЗ "РКПД" в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами путем финансирования названных расходов.
Вместе с тем судом первой инстанции не принято во внимание следующее.
Как видно из материалов дела и сторонами данное обстоятельство не оспаривается, финансирование ГАУЗ "РКПД" осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствие с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан, ежегодно утверждаемой постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан.
Согласно Уставу ГАУЗ "РКПД": учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в Департаменте казначейства Министерства финансов Республики Татарстан и Управлении Федерального казначейства по Республике Татарстан, расчетный и иные счета в учреждениях банков, обладает обособленным имуществом (п.1.5.); учреждение вправе от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанность, выступать в качестве истца и ответчика в судах (п. 1.6).
Согласно п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В силу пункта 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
В частности, п. 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет ограниченную ответственность учреждения, которое отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом; при недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 данного Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (п. 1 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах); автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (чч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").
Автономное учреждение, в силу п. 6 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества; по обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым данного пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.
Поскольку ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" на момент предъявления оспариваемых требований учреждение являлось автономным, ответственность по его обязательствам по эксплуатации зданий и помещений с соблюдением требований санитарного законодательства не может быть возложена на собственника его имущества.
Доказательств того, что данные обязательства являлись обязательствами еще не автономного учреждения, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах решение суда в части привлечения к ответственности Министерства здравоохранения Республики Татарстан нельзя признать законным и обоснованным, а потому судебное постановление в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске к Министерству здравоохранения Республики Татарстан.
Руководствуясь ст. 199, п. 2 ст. 328, ст. 329, пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Казани от 07 февраля 2017 года по данному делу в части удовлетворения иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан к Министерству здравоохранения Республики Татарстан отменить и принять новое решение.
В удовлетворении иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан к Министерству здравоохранения Республики Татарстан об устранении нарушения санитарного законодательства отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.