Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафиной М.М. при секретаре судебного заседания Дьяконове К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промышленный парк Коламбия" к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Исполнительному комитету муниципального образования города Казани об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Промышленный парк Коламбия" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные объекты и производства V класса опасности (6.3 - легкая промышленность) - в коммунально-складской зоне (КС)) с кадастровым номером ... площадью 50 980 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес" (далее - земельный участок с кадастровым номером ... ).
Ссылаясь на нарушение своих прав как арендатора земельного участка, кадастровая стоимость которого используется при исчислении арендной платы, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 73 768 000 рублей по состоянию на 9 июня 2015 года, обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Промышленный парк Коламбия" Нафикова И.С. поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Морозов В.В. просил оставить заявление без рассмотрения, указав на несоблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования спора.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (с учетом положений части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), представителей в суд не направили, о причинах неявки представителей суду не сообщили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как следует из письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от 9 января 2017 года, право собственности на земельный участок с кадастровым номером ... зарегистрировано за муниципальным образованием городом Казанью.
В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды земельного участка от 27 мая 2015 года N 18521, заключенного между Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и открытым акционерным обществом "Коламбия", величина кадастровой стоимости земельного участка используется при исчислении арендной платы. Соглашением от 17 августа 2015 года права и обязанности арендатора земельного участка переданы обществу с ограниченной ответственностью "Коламбия плюс", а соглашением от 13 ноября 2015 года - обществу с ограниченной ответственностью "Промышленный парк Коламбия".
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани" по состоянию на 9 июня 2015 года в размере 171 388 132 рубля 60 копеек.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Федерального закона).
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В обоснование своих требований о пересмотре кадастровой стоимости административный истец указывает на установление в отношении земельного участка с кадастровым номером ... его рыночной стоимости, которая согласно отчету закрытого акционерного общества "Независимая консалтинговая компания "СЭНК" об оценке рыночной стоимости земельного участка от 29 декабря 2015 года N ... составила 73 768 000 рублей по состоянию на 9 июня 2016 года.
В подтверждение соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, установленного для юридических лиц статьей 24.18 Федерального закона, административный истец ссылается на решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от 1 июля 2016 года N 99. Как видно из текста решения, комиссией отклонено заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... поданное 8 июня 2016 года другим юридическим лицом - открытым акционерным обществом "Коламбия", которое в 2016 году уже не являлось арендатором спорного земельного участка.
Вместе с тем по смыслу статьи 24.18 Федерального закона во взаимосвязи с положениями пункта 6 части 2 статьи 246, пункта 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, необходимым условием для рассмотрения судом заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости является факт обращения в комиссию непосредственно административного истца.
Из пояснений представителя административного истца в ходе рассмотрения дела, а также письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от 27 января 2017 года следует, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка было подано в комиссию лишь открытым акционерным обществом "Коламбия". В связи с этим установленный Федеральным законом досудебный порядок урегулирования спора административным истцом в данном случае не может считаться соблюденным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
В силу части 3 статьи 197 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Промышленный парк Коламбия" к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Исполнительному комитету муниципального образования города Казани об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные объекты и производства V класса опасности (6.3 - легкая промышленность) - в коммунально-складской зоне (КС)) с кадастровым номером ... площадью 50 980 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", определенной по состоянию на 9 июня 2015 года, оставить без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня его вынесения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Сафина М.М.
Справка: определение вынесено в окончательной форме 8 февраля 2017 года
Судья Сафина М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.