Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Сафиной М.М. с участием прокурора Кириллова Э.В. при секретаре судебного Нуреевой Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан о признании Генерального плана города Нижнекамска, утвержденного решением Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 23 апреля 2008 года N 16, не действующим в части,
УСТАНОВИЛ:
решением Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 23 апреля 2008 года N 16 утвержден Генеральный план города Нижнекамска.
Решение опубликовано в N 97 (8976) газеты "Ленинская правда" от 20 мая 2008 года, Генеральный план города Нижнекамска размещен на официальном сайте Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан http://www.e-nizhnekamsk.ru.
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании Генерального плана города Нижнекамска недействующим со дня принятия в части включения в границы города Нижнекамска лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах 14, 15, части выделов 17-19 квартала 8; части выделов 10, 11, 23, выделе 12 квартала 10; выделах 1-4 квартала 20; части выделов 11, 16 квартала 37; выделах 1-6 квартала 40; выделах 4-34, части выдела 3 квартала 42; выделах 16, 19, 21, 24, 27, 30, 31, 34-36, части выделов 17, 20, 22, 23, 25, 28, 32 квартала 43; кварталах 45-48, 50-53; выделах 1, 6-23, части выделов 2, 5, 8 квартала 54; выделах 1-4 квартала 57; выделах 3-19, части выделов 1, 2 квартала 58; кварталах 59, 64-67; выделах 1-8, 13-15, 17, 18, 20-25, части выделов 9, 2, 16 квартала 71; выделах 1-28, 30, 32, 33, 35 квартала 72; кварталах 73-80, 83, 84; выделах 1, 6, части выдела 2 квартала 85; выделах 3, 4, 6, 7, 10, 14, 17, части выделов 1, 2, 5, 9, 11, 16 квартала 86; выделах 1-11, 13, 14, 18, 19, части выделов 12, 15, 16, 17 квартала 87; выделах 1-17, 19, 20, 23-26, 29-43, части выделов 18, 21, 22, 27, 28 квартала 88; квартале 89; выделах 1, 2, части выделов 3, 4, 11 квартала 94; части выделов 1-4, выделе 6 квартала 97; выделах 3-6, 8, 11-18, 21, 22, части выделов 1, 2, 7, 9, 10, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 29 квартала 98; выделах 1-18, 20-23, части выделов 19, 22 квартала 99; квартале 111 Биклянского участкового лесничества Нижнекамского лесничества Республики Татарстан.
В обоснование заявленного требования административный истец указывает на несоблюдение процедуры согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства, установленной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что препятствует осуществлению полномочий органов федеральной власти по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.
В судебном заседании представитель Федерального агентства лесного хозяйства Климаков А.А. поддержал административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представители Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Умников А.В., Зарифуллин Р.Т. административный иск не признали.
Представитель Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан Камалова Р.Р. с административным исковым заявлением согласилась.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" надлежащим образом и своевременно извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили.
Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором поддержана позиция административного истца.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на предмет его соответствия федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение генеральных планов городского поселения.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 20 части 1 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан".
Пункт 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации также относит к числу полномочий органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений.
В силу части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.
В статье 5 Закона Республики Татарстан от 12 декабря 2005 года N 124-ЗРТ "О порядке решения вопросов местного значения во вновь образованных поселениях в Республике Татарстан", принятого на основании частей 1.2 и 1.3 статьи 83 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закреплено полномочие органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Татарстан на решение отдельных вопросов местного значения входящих в их состав городских поселений, в том числе утверждение генерального плана городского поселения. В числе муниципальных образований, на которые распространяются нормы Закона Республики Татарстан, указаны Нижнекамский муниципальный район и город Нижнекамск.
В рамках данных полномочий представительным органом Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан - Советом Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан принято оспариваемое решение об утверждении Генерального плана города Нижнекамска, которое обнародовано в источниках официального опубликования муниципальных правовых актов Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2013 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Обращаясь к доводам административного истца о несоблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что при установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности.
Нарушение установленного данным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 11 названного Федерального закона допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Вместе с тем, как следует из положений части 8 статьи 24, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда.
В период подготовки Генерального плана города Нижнекамска действовало Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 178.
Пунктами 1, 2, подпунктом "а" пункта 5 названного Положения предусматривалась организация согласования проекта генерального плана поселения органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как следует из пунктов 4, 6, 10, 11 и 12 Положения, уполномоченный орган в сфере градостроительства был наделен организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов. При поступлении хотя бы от одного уполномоченного отраслевого органа заключения об отказе в согласовании проекта уполномоченный орган в сфере градостроительства проводил согласительное совещание с представителями таких органов, и если замечание не было урегулировано в ходе совещания, то подготавливалось сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования.
Уполномоченным органом в сфере градостроительства в части территориального планирования в период принятия оспариваемого нормативного правового акта являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года N 40).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года N 283, действовавшего в период принятия оспариваемого нормативного правового акта, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Судом установлено что проект Генерального плана города Нижнекамска с Федеральным агентством лесного хозяйства в установленном порядке не согласовывался, что не оспаривается представителями Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Возражая заявленному требованию, административный ответчик ссылается на отсутствие обязанности по согласованию проекта генерального плана с уполномоченным органом, так как лесные участки в границы населенного пункта города Нижнекамска не включались.
Между тем, по результатам совмещения планово-картографических материалов лесоустройства, выполненного федеральным государственным бюджетным учреждением "Рослесинфорг", выявлены пересечения земель лесного фонда с границами населенного пункта, установленного Генеральным планом города Нижнекамска, согласно реестру лесных кварталов и выделов, расположенных на территории населенного пункта города Нижнекамска, схеме расположения границ населенного пункта города Нижнекамска относительно материалов лесоустройства Нижнекамского лесничества.
Вопреки положениям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающей на органы, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, обязанность доказывания законности этих актов и подтверждения фактов, на которые они ссылаются, доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.
С учетом того, что в материалах дела имеется документальное подтверждение наложения границ населенного пункта города Нижнекамска и границ лесных участков, не опровергнутое в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о том, что при подготовке проекта Генерального плана города Нижнекамска не соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура его согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план города Нижнекамска, утвержденный решением Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 23 апреля 2008 года N 16, в части включения в границы города Нижнекамска лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах 14, 15, части выделов 17-19 квартала 8; части выделов 10, 11, 23, выделе 12 квартала 10; выделах 1-4 квартала 20; части выделов 11, 16 квартала 37; выделах 1-6 квартала 40; выделах 4-34, части выдела 3 квартала 42; выделах 16, 19, 21, 24, 27, 30, 31, 34-36, части выделов 17, 20, 22, 23, 25, 28, 32 квартала 43; кварталах 45-48, 50-53; выделах 1, 6-23, части выделов 2, 5, 8 квартала 54; выделах 1-4 квартала 57; выделах 3-19, части выделов 1, 2 квартала 58; кварталах 59, 64-67; выделах 1-8, 13-15, 17, 18, 20-25, части выделов 9, 2, 16 квартала 71; выделах 1-28, 30, 32, 33, 35 квартала 72; кварталах 73-80, 83, 84; выделах 1, 6, части выдела 2 квартала 85; выделах 3, 4, 6, 7, 10, 14, 17, части выделов 1, 2, 5, 9, 11, 16 квартала 86; выделах 1-11, 13, 14, 18, 19, части выделов 12, 15, 16, 17 квартала 87; выделах 1-17, 19, 20, 23-26, 29-43, части выделов 18, 21, 22, 27, 28 квартала 88; квартале 89; выделах 1, 2, части выделов 3, 4, 11 квартала 94; части выделов 1-4, выделе 6 квартала 97; выделах 3-6, 8, 11-18, 21, 22, части выделов 1, 2, 7, 9, 10, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 29 квартала 98; выделах 1-18, 20-23, части выделов 19, 22 квартала 99; квартале 111 Биклянского участкового лесничества Нижнекамского лесничества Республики Татарстан.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в газете "Ленинская правда" и размещению на официальном сайте Нижненекамского муниципального района Республики Татарстан http://www.e-nizhnekamsk.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Сафина М.М.
Справка: решение принято в окончательной форме 22 марта 2017 года.
Судья Сафина М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.