Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафиной М.М. при секретаре судебного заседания Нуреевой Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Коламбия" к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Исполнительному комитету муниципального образования города Казани об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Коламбия" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение перехватывающих площадок по приему строительных отходов) площадью 30 101 квадратный метр с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес" (далее - земельный участок с кадастровым номером ... ).
Ссылаясь на нарушение своих прав как арендатора земельного участка, кадастровая стоимость которого используется при исчислении арендной платы, административный истец просит установить его кадастровую стоимость равной рыночной стоимости по состоянию на 14 августа 2014 года в размере 39 493 000 рублей; возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан обязанность внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
В ранее состоявшемся по делу судебном заседании представитель открытого акционерного общества "Коламбия" Черникова А.В. административное исковое заявление поддержала, представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Морозов В.В. административный иск не признал, указав на недостоверность представленных административным истцом сведений о рыночной стоимости земельного участка.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан в отзыве указывает на отсутствие у него полномочий по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости.
Оценив доводы административного искового заявления и возражений Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон) предусмотрено право юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Из материалов дела усматривается, что открытое акционерное общество "Коламбия" является арендатором земельного участка с кадастровым номером ... , находящегося в муниципальной собственности города Казани (т. 1, л.д. 235), на основании договора аренды земельного участка от 22 декабря 2014 года N 17952 (л.д. 12-20), договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 13 марта 2015 года (л.д. 21-24). Согласно расчету арендной платы за землю (приложение к договору аренды) кадастровая стоимость земельного участка используется при исчислении арендной платы.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Федерального закона)
Согласно статье 24.19 Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости (Единый государственный реестр недвижимости) сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости (Единый государственный реестр недвижимости) соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости (Единый государственный реестр недвижимости), повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с указанной статьей.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани" определена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2013 года.
Земельный участок с кадастровым номером ... поставлен на государственный кадастровый учет 24 декабря 2013 года (т. 1, л.д. 245-246).
14 августа 2014 года филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан осуществлен государственный кадастровый учет изменений земельного участка с связи с изменением вида разрешенного использования (т. 1, л.д. 239-241), кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на эту дату в размере 112 855 271 рубль 22 копейки (т. 1, л.д. 244).
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельного участка, открытое акционерное общество "Коламбия" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка поступило в комиссию 28 июня 2016 года, и 15 июля 2016 года комиссией принято решение об отклонении заявления (т. 1, л.д. 26-30).
В силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.
В подтверждение своих доводов административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 29 декабря 2015 года N 9223.4, составленный по его инициативе закрытым акционерным обществом "Независимая консалтинговая компания "СЭНК" (т. 1, л.д. 46-203). Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 14 августа 2014 года составила 39 493 000 рублей.
В отношении отчета экспертом некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Деловой союз оценщиков" проведена экспертиза на подтверждение стоимости, по результатам которой составлено положительное экспертное заключение от 28 января 2016 года N 2963 (т. 1, л.д. 205-225).
Для проверки соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения рыночной стоимости земельного участка и установления ее действительной величины по ходатайству административного истца судом назначена экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Ди энд Эл Оценка" Желновой Л.М.
Как следует из заключения эксперта от 25 января 2017 года N 393/БА (т. 2, л.д. 10-105), в представленном административным истцом отчете выявлены нарушения, способные повлиять на итоговый результат определяемой стоимости, величина рыночной стоимости земельного участка признана некорректной. Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт установилиную рыночную стоимость земельного участка, которая по состоянию на 14 августа 2014 года составила 43 135 000 рублей.
Как разъяснено в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
При оценке имеющиеся в деле доказательств установления рыночной стоимости земельного участка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд исходит из того, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом, признается достоверной лишь в том случае, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Вместе с тем, в результате проведенной по делу судебной экспертизы установлено несоответствие представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка требованиям законодательства об оценочной деятельности, определенная в нем рыночная стоимость судебным экспертом не подтверждена.
Заключение эксперта выполнено в соответствии с требованиями, установленным частью 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов, обоснование сделанных в его результате выводов и ответы на поставленные судом вопросы.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны и обоснованны, исследования проведены всесторонне и в полном объеме в пределах имеющейся у эксперта специальности, доказательств, опровергающих выводы эксперта, сторонами суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить требование административного истца к Кабинету Министров Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об определении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 14 августа 2014 года в размере 43 135 000 рублей, установленном в результате судебной экспертизы.
Частью пятой статьи 24.20 Федерального закона 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", установленная судом кадастровая стоимость применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из имеющихся в деле доказательств обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (т. 1, л.д. 26-30), датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 28 июня 2016 года, и применять указанные сведения о кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В то же время требование об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка предъявлено административным истцом к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, который не является органом, утвердившим оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости или осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, следовательно, не должен отвечать по требованиям административного истца.
В силу части шестой статьи 24.20 Федерального закона сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, решение суда является самостоятельным и достаточным основанием для внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости, не требующим принятия каких-либо дополнительных решений. Поскольку фактов неправомерного уклонения от исполнения данной обязанности, нарушения порядка, предусмотренного статьей 24.20 Федерального закона, судом не установлено, основания для удовлетворения требований о возложении обязанности внести сведения в государственный кадастр недвижимости отсутствуют.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление открытого акционерного общества "Коламбия" удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение перехватывающих площадок по приему строительных отходов) площадью 30 101 квадратный метр с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес", указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 14 августа 2014 года в размере 43 135 000 (сорок три миллиона сто тридцать пять тысяч) рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 июня 2016 года.
В удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества "Коламбия" в части требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, заявленных к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, и в части требований о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Сафина М.М.
Справка: решение принято в окончательной форме 17 марта 2017 года.
Судья Сафина М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.