Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан
Р.Ф. Гафаров, рассмотрев жалобу Р.А. Азгамова, представляющего интересы общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты" на вступившие в законную силу решение судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 14 ноября 2016 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 21 декабря 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"
установил:
постановлением начальника ОНД по Зеленодольскому муниципальному району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан Р.Р.Ардыханова от 20 июля 2016 года ООО " "данные изъяты" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Решением судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 14 ноября 2016 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 21 декабря 2016 года постановление должностного лица было изменено, сумма административного штрафа, назначенного ООО " "данные изъяты"была снижена до 175000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, заявитель просит признать постановление должностного лица незаконным и отменить вынесенные решения городского суда и суда вышестоящей инстанции.
Изучив доводы заявителя, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с частью 6 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Из статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ следует, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности и должностные лица в пределах их компетенции.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 20 мая 2016 года в 10 часов 45 минут в городе Зеленодольск Республики Татарстан на территории распорядительного центра АО " "данные изъяты"", расположенного по адресу: "адрес", при проведении монтажных работ ООО " "данные изъяты" а именноспайки полиэтиленовых труб к накопительному резервуару, был нарушен технологический процесс, который привел к возникновению пожара, что подтверждено представленными материалами, в том числе заключением экспертов N 985-3-1 от 1 июля 2016 года.
Старшим дознавателем ОНД по Зеленодольскому муниципальному району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан в отношении ООО " "данные изъяты" было вынесено определение о возбуждении административного дела и проведении административного расследования, а также был составлен протокол от об административном правонарушении.
Постановлением начальника ОНД по Зеленодольскому муниципальному району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан Р.Р.Ардыханова от 20 июля 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 14 ноября 2016 года, ООО " "данные изъяты" было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации.
Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, заключением экспертов N 985-3-1,протоколом об административном правонарушении, в котором изложена сущность правонарушения, а также постановлением о назначении административного наказания и другими доказательствами, допустимость и достоверность которых не вызывает сомнений.
Указанные доказательства были оценены судьями обеих инстанций в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РоссийскойФедерации.
Действия заявителя правильно квалифицированы по части 6 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации.
Однако судья вышестоящий инстанции, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что в силу частей 1 и 2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года
N 1-П, недопустимым является превращение административных штрафов, имеющих значительные минимальные пределы, из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления свободы предпринимательства и права собственности. Для приведения правового регулирования размеров административного штрафов, устанавливаемых для юридических лиц, и правил их наложения в соответствии с конституционными требованиями могут использоваться различные способы, в том числе снижение минимальных размеров административных штрафов.
Таким образом, судья вышестоящей инстанции, учитывая доводы представителя ООО " "данные изъяты" о тяжелом финансовом положении юридического лица, принимая во внимание отсутствие в деле доказательств о том, что ранее юридическое лицо привлекалось к административной ответственности, в целях обеспечения баланса интересов субъектов права, пришел к выводу о возможности снижения размера назначенного ООО " "данные изъяты" наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 6 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации.
Однако совокупность исследованных судьями обеих инстанций доказательств, в частности, протоколов об административном правонарушении, договора аренды нежилого помещения, а также других доказательств, позволяют установить обстоятельства административного правонарушения и вину заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации.
Доводы заявителя, в целом сводящиеся к тому, что судьями обеих инстанций не было обеспечено всестороннего, полного объективного выяснения обстоятельств дела и разрешение его в соответствии с законом, предусмотренного частью 4 статьи 24.1 КоАП Российской Федерации, не могут быть признаны убедительными и служить основанием для отмены судебных постановлений.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица, решения судьи городского суда и судьи вышестоящей инстанции являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 КоАП Российской Федерации,
постановил:
решение судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 14 ноября 2016 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 21 декабря 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" оставить без изменения, жалобу Р.А. Азгамова, представляющего интересы общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", - без удовлетворения.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.