Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров, рассмотрев жалобу законного представителя Р.Ф. Сафина на вступившие в законную силу решения судей Черемшанского районного суда Республики Татарстан от 24 ноября 2016 года и Верховного Суда Республики Татарстан от 21 декабря 2016 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Эксавольт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением Главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан от 13 октября 2016 года, оставленным без изменения решениями судей Черемшанского районного суда Республики Татарстан от 24 ноября 2016 года и Верховного Суда Республики Татарстан от 21 декабря 2016 года, общество с ограниченной ответственностью "Эксавольт" (далее по тексту - ООО "Эксавольт", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе Р.Ф. Сафин, оспаривая правомерность привлечения Общества к административной ответственности, просит указанное постановление должностного лица и судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к мнению, что жалоба Р.Ф. Сафина подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Материалами дела установлено, что 16 августа 2016 года Татарской природоохранной межрайонной прокуратурой совместно со специалистами Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан проведена проверка соблюдения ООО "Эксавольт" природоохранного законодательства при осуществлении деятельности на производственной базе, расположенной в Черемшанском районе Республики Татарстан на земельном участке с кадастровым номером ...
Из протокола осмотра от 28 июля 2016 года усматривается, что в ходе обследования указанного земельного участка должностными лицами надзорных органов на территории производственной базы обнаружены: амбар с гидроизоляцией из темного полиэтилена, в котором находится нефтешлам и амбар, частично заполненный водой для удержания гидроизоляции от порывов ветра; на почве у первого амбара шламы буровые, образующиеся при бурении в ходе добычи нефти; складирование грунта (глина, суглинок) на почве без предварительного снятия природного слоя почвы, образованного в результате рытья амбаров.
Постановлением Татарского природоохранного межрайонного прокурора от 2 сентября 2016 года в отношении ООО "Эксавольт" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая ООО "Эксавольт" к административной ответственности должностное лицо, пришло к мнению, что Обществом нарушены требования статей 13, 33 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), пункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ).
На основании части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В порядке статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Как следует из подпунктов "б", "в" пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором указывает:
- для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
- для работ по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности - реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы в соответствии с Федеральным законом N 174-ФЗ.
В свою очередь экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 33 Федерального закона N 7-ФЗ).
Вместе с тем статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ определены основные понятия, а именно под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
На основании пункта 7.2 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.
Как следует из материалов дела на основании приказа от 29.04.2016 N 382 ООО "Эксавольт" предоставлена лицензия N ... на осуществление деятельности по сбору отходов III-IV классов опасности, транспортированию отходов I, III, IV классов опасности, утилизации отходов III-IV классов опасности со сроком действия - бессрочно.
Для получения указанной лицензии Обществом представлено санитарно-эпидемиологическое заключение от 01.03.2016 N ... , в соответствии с которым здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемые ООО "Эксавольт" для осуществления деятельности по обращению с отходами соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Согласно договору аренды от 09.08.2016 N ... земельный участок с кадастровым номером ... , общей площадью 230000 м?, категория земель - земли промышленности, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Черемшанский район, Нижнекаменское сельское поселение предоставлен в пользование ООО "Эксавольт" под установку "КРОТ-10" для сбора и утилизации отходов I - V классов опасности.
Из экспертного заключения филиала Федерального бюджетного учреждения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан" в Нурлатском, Аксубаевском районах следует, что деятельность ООО "Эксавольт" по сбору, транспортированию и утилизации отходов I-IV классов опасности с помощью передвижной мобильной установки - смеситель "КРОТ-10" соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В свою очередь из сводного тома материалов лицензионного дела по сбору, транспортированию, утилизации отходов I-IV классов опасности ООО "Эксавольт" усматривается, что сбор некоторых видов нефтесодержащих отходов планировалось осуществлять автотранспортом Общества с накоплением во временном гидроизолированном амбаре.
Из содержания постановления Татарского природоохранного межрайонного прокурора от 2 сентября 2016 года, которым в отношении ООО "Эксавольт" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует, что Общество в нарушение пункта 7.2 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ осуществляет эксплуатацию амбаров в отсутствие государственной экологической экспертизы на проект объекта капитального строительства.
Постановлением должностного лица от 13 октября 2016 года Общество привлечено к административной ответственности за не выполнение требований законодательства об обязанности проведения государственной экологической экспертизы, а именно за нарушение требований статей 13, 33 Федерального закона N 7-ФЗ и пункта 7.2 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ, выразившееся в сборе нефтесодержащих отходов в двух амбарах, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 16:41:180302:443.
Вместе с тем из буквального толкования пункта 7.2 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ следует, что государственная экологическая экспертиза федерального уровня проводится в отношении проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности.
Материалами дела установлено, что ООО "Эксавольт" размещением и (или) обезвреживанием отходов I - V классов опасности не занимается, следовательно, проведение государственной экологической экспертизы деятельности Общества по сбору, накоплению, транспортированию и утилизации отходов в силу указанных норм закона не требуется.
Таким образом, приведенное в постановлениях прокурора от 2 сентября 2016 года и должностного лица от 13 октября 2016 года описание состава административного правонарушения не соответствует диспозиции части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку документация по сбору, транспортированию, накоплению, утилизации отходов I - V классов опасности на основании пункта 7.2 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ не является объектом государственной экологической экспертизы.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и судебные акты, вынесенные в отношении ООО "Эксавольт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу законного представителя Р.Ф. Сафина удовлетворить.
Постановление Главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан от 13 октября 2016 года, решения судей Черемшанского районного суда Республики Татарстан от 24 ноября 2016 года и Верховного Суда Республики Татарстан от 21 декабря 2016 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Эксавольт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.