Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 13 апреля 2017 г. по делу N 33а-223/2017
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С.,
судей: - Андрусова В.А. и Агапова А.А.,
при секретаре - Помниковой Л.А.,
рассмотрела апелляционную жалобу административного истца на решение Белогорского гарнизонного военного суда от 9 февраля 2017 года по административному делу по заявлению военнослужащего воинской части "данные изъяты" Ручкина В.М. об оспаривании действий командира той же воинской части, связанных с отказом в заключении контракта о прохождении военной службы.
Заслушав доклад судьи Кураксина А.С., объяснения административного истца и его представителя Лаврова Е.Г. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда отказано в удовлетворении административного искового заявления Ручкина В.М., в котором он просил признать незаконным отказ командира воинской части в заключении с ним нового контракта о прохождении военной службы, обязав указанное должностное лицо заключить с ним такой контракт до достижения предельного возраста пребывания на военной службе.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое об удовлетворении его требований.
Обосновывая свою просьбу, автор жалобы отмечает, что 25 ноября 2016 года, то есть до окончания срока предыдущего контракта, работнику несекретного делопроизводства им передан рапорт о заключении нового контракта. Поскольку рапорт не был зарегистрирован, в этот же день аналогичный рапорт он направил командиру воинской части посредством почтовой связи.
Далее автор жалобы отмечает, что позднее направление рапорта произошло вследствие его нахождения на стационарном лечении в период с 22 ноября 2016 года по 30 ноября 2016 года.
В суде апелляционной инстанции Ручкин В.М. и его представитель Лавров Е.Г. доводы апелляционной жалобы поддержали.
В своих письменных возражениях представитель командира воинской части ФИО1 отмечает, что в листе беседы от 7 ноября 2016 года Ручкиным В.М. выражено согласие на увольнение с военной службы. При этом административным истцом пропущен четырехмесячный срок для подачи рапорта о заключении нового контракта, установленный Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение о порядке прохождения военной службы). Ссылки автора жалобы на невыполнение работником делопроизводства требований руководящих документов по регистрации входящей корреспонденции представитель должностного лица полагает несостоятельными.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения административного истца и его представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в редакции, действовавшей до 30 сентября 2014 года, предельный возраст пребывания на военной службе военнослужащего, имеющего воинское звание подполковник, - 45 лет.
Федеральным законом от 2 апреля 2014 N 64-ФЗ в п. 1 ст. 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" внесены изменения, действующие с 30 сентября 2014 года, в соответствии с которыми предельный возраст данной категории военнослужащих увеличен до 50 лет.
Пунктом 2 статьи 2 того же федерального закона предусмотрено, что военнослужащие, заключившие новый контракт о прохождении военной службы на неопределенный срок (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе) в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и военнослужащие, заключившие новый контракт о прохождении военной службы до наступления предельного возраста пребывания на военной службе в соответствии с пунктом 6 статьи 38 указанного Федерального закона до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, установленного пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе уволиться с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно пункту 9 статьи 9 Положения о порядке прохождения военной службы, в редакции, действовавшей до 2 февраля 2017 года, для заключения нового контракта военнослужащий, у которого заканчивается срок действующего контракта, подает по команде рапорт должностному лицу, которое вправе заключать с ним новый контракт, до окончания срока предыдущего контракта. Рапорт военнослужащего регистрируется в установленном порядке. Контроль за своевременной подачей рапортов осуществляет соответствующий кадровый орган или орган комплектования воинской части.
Военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом, а также при наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Положения (п. 10 Положения).
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, не изъявивший желания заключить новый контракт до истечения срока действующего контракта, представляется к увольнению с военной службы (п. 11 Положения).
Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 5 в ст. 9 Положения внесены изменения в абзац первый пункта 9 и пункт 11 указанной статьи, в соответствии с которыми для заключения нового контракта военнослужащий, у которого заканчивается срок действующего контракта, не менее чем за четыре месяца до истечения его срока подает по команде рапорт должностному лицу, которое вправе заключать с ним новый контракт. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, не подавший по команде рапорт о заключении с ним нового контракта в срок, установленный пунктом 9 настоящей статьи, представляется к увольнению с военной службы.
Таким образом, исходя из системного анализа вышеприведенных правовых норм, следует признать, что до 2 февраля 2017 года - даты вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 5, военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, подавшему до окончания срока предыдущего контракта рапорт о заключении с ним нового контракта, не может быть отказано в заключении такого контракта, за исключением случаев, когда военнослужащий подлежит досрочному увольнению с военной службы.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Ручкиным В.М., родившимся 19 июня 1968 года, 29 ноября 2013 года был заключен контракт о прохождении военной службы сроком на три года, действие которого истекало 28 ноября 2016 года.
25 ноября 2016 года административным истцом командиру воинской части направлен в рапорт о заключении с ним нового контракта о прохождении военной службы до достижения предельного возраста пребывания на ней.
По сообщению врио командира воинской части от 16 декабря 2016 года, в заключении нового контракта Ручкину В.М. отказано ввиду нарушения административным истцом трехмесячного срока подачи рапорта о заключении нового контракта, а также ввиду нежелания последнего убывать к новому месту военной службы и высказанного им в ходе беседы 7 ноября 2016 года намерения уволиться в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
Гарнизонный военный суд, соглашаясь с обоснованностью данного отказа, указал, что Ручкин В.М. до истечения срока предыдущего контракта не подал рапорт о заключении с ним нового контракта, тем самым не изъявив желание продолжить военную службу.
Однако данный вывод суда противоречит рапорту административного истца от 25 ноября 2016 года о заключении нового контракта, который в этот же день сдан им на почтовое отделение связи, что подтверждается соответствующим почтовым уведомлением (л.д.7).
То обстоятельство, что указанный рапорт поступил в войсковую часть 29 ноября 2016 года, на обоснованность этого вывода повлиять не может, поскольку на указанную дату командованием воинской части представление на увольнение Ручкина В.М. с военной службы установленным порядком направлено не было. Такое представление было направлено и поступило в кадровый орган только 6 февраля 2017 года, то есть значительно позже даты истечения срока контракта, заключенного с названным военнослужащим, и уже после его обращения в суд с настоящим административным иском.
Ссылки представителя должностного лица на нарушение административным истцом четырехмесячного срока, установленного Положением о порядке прохождения военной службы для подачи рапорта о заключении нового контракта, являются несостоятельными, поскольку указанные изменения внесены в пункт 9 статьи 9 Положения Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 5, действующим со дня его подписания, то есть со 2 февраля 2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ч. 2 ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белогорского гарнизонного военного суда от 9 февраля 2017 года по административному делу по заявлению Ручкина В.М. об оспаривании действий командира воинской части, связанных с отказом в заключении контракта о прохождении военной службы, отменить и принять по делу новое решение:
Административное исковое заявление Ручкина Вадима Михайловича удовлетворить.
Признать незаконным отказ командира воинской части в заключении с Ручкиным В.М. контракта о прохождении военной службы.
Обязать командира воинской части установленным порядком заключить с Ручкиным В.М. контракт о прохождении военной службы.
Верно:
Судья А.С. Кураксин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.