Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Петровской О.В., судей Лузянина В.Н., Федина К.А.
при секретаре Бирюковой М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мехонцева А.П. к территориальному отраслевому исполнительному органу исполнительной власти Свердловской области Управление социальной политики Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району о признании нарушенным права на получение пособия на погребение, выплате пособия на погребение
по апелляционной жалобе ответчика на решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 13.01.2017.
Заслушав доклад судьи Петровской О.В., судебная коллегия
установила:
Мехонцев А.П. обратился с иском к территориальному отраслевому исполнительному органу исполнительной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Каменск-Уральский и Каменскому району (далее - Управление), указав, что является родственником М, инвалида 2 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, умершего ( / / ). Как лицо, взявшее на себя организацию похорон М, истец имеет право на получение пособия на погребение в органах социальной защиты населения на основании ч. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон от 15.05.1991 N 1244-1).
( / / ) истец обратился в Управление с заявлением о назначении и выплате пособия, предусмотренного ст. 14 Закона от 15.05.1991 N 1244-1, размер которого, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 42 "Об установлении размера индексации выплат пособий и компенсаций", установлен на весь период 2016 года в размере 10604 руб. 10 коп. Решением ответчика ему назначено пособие на погребение в размере 4535 руб. 23 коп., что противоречит закону и нарушает его права на получение пособия в полном объеме.
В связи с чем, истец просил суд признать его право на получение пособия на погребение М в размере 10604 руб. 10 коп. нарушенным, взыскать с ответчика невыплаченную часть пособия в размере 6068 руб. 87 коп.
Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 13.01.2017 исковые требования Мехонцева А.П. удовлетворены.
С таким решением ответчик не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм права.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, об уважительных причинах неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ( / / ) истец обратился в Управление с заявлением о назначении и выплате предусмотренного ч. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации от ( / / ) N пособия на погребение М, являвшегося инвалидом 2 группы вследствие чернобыльской катастрофы и умершего ( / / ). Организация похорон была осуществлена истцом.
Решением Управления от ( / / ) Мехонцеву А.П. назначено пособие на погребение в размере 4535 руб. 23 коп.
Суд первой инстанции, руководствуясь нормами Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", принимая во внимание Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 N 42 "Об установлении размера индексации выплат пособий и компенсаций", пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца в связи с незаконностью назначения пособия на погребение не в полном объеме, предусмотренном законом.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 3 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
В силу ч. 4 ст. 14 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 в случае смерти гражданина, погибшего в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умершего вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалида, на которого распространялись меры социальной поддержки, членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон, выплачивается пособие на погребение в размере 8 000 руб.
С учетом размера индексации, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 N 42 "Об установлении размера индексации выплат пособий и компенсаций", пособие на погребение с 01.02.2016 составляет 10604 руб. 10 коп.
В отзыве ответчика указано, что размер назначенного истцу пособия на погребение (4535 руб. 23 коп.) определен как разница между размером пособия, установленного в соответствии с Законом от 15.05.1991 N 1244-1 (10604 руб. 10 коп.), и размером пособия, полагающегося по Федеральному закону от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (6068 руб. 87 коп.). При этом оставшуюся часть пособия истец вправе получить, обратившись в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменск-Уральский и Каменском районе Свердловской области.
Между тем, такая позиция ответчика правомерно признана судом ошибочной и основанной на неверном толковании норм материального права.
Как верно отмечено судом первой инстанции, законодатель в ст. 3 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 закрепил правило, согласно которому гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки по данному Закону и одновременно на такие же меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, меры социальной поддержки предоставляются либо по данному Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Правилами предоставления пособия на погребение членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также умерших граждан из числа инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2007 N 136, предусмотрено, что выплата пособия на погребение производится органом в сфере социальной защиты населения, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации по месту жительства умершего лица, для чего лицом, взявшим на себя организацию похорон, в уполномоченный орган подается заявление с приложением соответствующих документов.
Мехонцев А.П. воспользовался предоставленной ему законом возможностью выбора способа реализации своего права на получение мер социальной поддержки и обратился в Управление за получением пособия на погребение по нормам ч. 4 ст. 14 Закона от 15.05.1991 N 1244-1, представив все необходимые документы, что подтверждено материалами дела и ответчиком не оспаривалось.
Таким образом, истец имел право на выплату социального пособия на погребение через органы социальной защиты населения в размере 10604 руб. 10 коп. в силу прямого указания на то в законе, оснований для выплаты истцу пособия в размере меньшем, чем это предусмотрено ч. 4 ст. 14 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 и постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 N 42, у ответчика не имелось.
Доводы ответчика со ссылкой на письмо Минфина Российской Федерации N 120, Банка России N 05-1 от 25.12.1992 "О порядке финансирования, учета и отчетности расходов по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС" о том, что органы социальной защиты населения наделены полномочиями на выплату только разницы между размером пособия, установленного в соответствии с Законом от 15.05.1991 N 1244-1, и размером пособия, полагающегося по Закону N 8-ФЗ от 12.01.1996, проверялись судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
Вышеназванное совместное письмо, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, не определяет порядок предоставления органами социальной защиты населения мер социальной поддержки гражданам в соответствии с Законом от 15.05.1991 N 1244-1, а регулирует правоотношения по организации финансирования органов исполнительной власти в целях реализации Закона Российской Федерации от 18.06.1992 N 3061-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
То обстоятельство, что право граждан на получение пособия на погребение в других субъектах Российской Федерации реализуется в порядке, аналогичном установленному в Управлении, не может быть принято во внимание судебной коллегией, поскольку не является юридически значимым для оценки правомерности назначения и выплаты Управлением истцу пособия на погребение в размере меньшем, чем это установлено законом.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, установленные судом обстоятельства и его выводы не опровергают, по существу направлены на иное толкование закона и переоценку установленных по делу обстоятельств, оснований для которых судебная коллегия не находит. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен верно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 13.01.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Петровская О.В.
Судьи
Лузянин В.Н.
Федин К.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.