Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Игнатьева В.П.
судей: Кучеровой Р.В.,
Фефеловой З.С.
при секретаре Бабкиной Н.А.
рассмотрела 21.04.2017 в помещении Свердловского областного суда в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению иску прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области об обязании устранить нарушения по содержанию и эксплуатации защитных сооружений
по апелляционной жалобе ответчика на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 17.01.2017.
Заслушав доклад судьи Игнатьева В.П., объяснения прокурора отдела по обеспечению прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Смольникова Е.В., судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области об обязании устранить нарушения по содержанию и эксплуатации защитных сооружений. В обосновании иска указал, что при проведении установлено, что на территории Железнодорожного района находится защитное сооружение гражданской обороны инвентаризационный N по адресу ... В соответствии с актом проверки выявлены нарушения в содержании вышеуказанного сооружения. На территории Свердловской области территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом является ТУ Росимущества в Свердловской области. Защитные сооружения составляют федеральную собственность, входят в казну Российской Федерации. Данное защитное сооружение не закреплено ни за одной организацией, в связи с чем обязанность по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью объекта возложена на ТУ Росимущества в Свердловской области. Просит признать бездействие ТУ Росимущества незаконным, обязать ТУ Росимущества в Свердловской области устранить выявленные нарушения путем приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства защитное сооружение гражданской обороны инвентаризационный N по адресу ... , а именно: обозначить маршруты движения к защитному сооружению указателями, обозначить защитное сооружение гражданской обороны в соответствии с предъявляемыми требованиями путем установки знака в виде прямоугольника размером 50х60 см с указанием инвентарного номера, принадлежности к организации, места хранения ключей, устранить оштукатуривание потолков и стен помещений защитного сооружения гражданской обороны, оснастить защитное сооружение гражданской обороны предусмотренной п. 3.6 Приказа N 583 документацией, привести инженерно-техническое оборудование защитного сооружения гражданской обороны в исправное состояние, организовать проведение технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта технических систем защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с установленной периодичностью, устранить проемы и отверстия в ограждающих конструкциях (исключить нарушение целостности конструкций), устранить нарушение герметизации и гидроизоляции, оборудовать защитное сооружение гражданской обороны подставками, на которых должны находиться защитно-герметические ворота и двери в открытом положении во входах, укомплектовать пожарный щит в соответствии с нормативными требованиями, окрасить элементы инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны в цвета, установленные нормативными требованиями, в санузлах защитного сооружения гражданской обороны произвести монтаж смывных бачков, закрыть и опечатать санузлы, не используемые в хозяйственных целях. Просит установить срок для устранения нарушений - 1 год со дня вступления решения в законную силу.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 17.01.2017 исковые требования удовлетворены: суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями действующего законодательства защитное сооружение гражданской обороны - убежище, инвентаризационный N, расположенное по адресу ... , а именно: обозначить маршруты движения к защитному сооружению указателями, обозначить защитное сооружение гражданской обороны в соответствии с предъявляемыми требованиями путем установки знака в виде прямоугольника размером 50х60 см с указанием инвентарного номера, принадлежности к организации, места хранения ключей, устранить оштукатуривание потолков и стен помещений защитного сооружения гражданской обороны, оснастить защитное сооружение гражданской обороны предусмотренной п. 3.6 Приказа N 583 документацией, привести инженерно-техническое оборудование защитного сооружения гражданской обороны в исправное состояние, организовать проведение технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта технических систем защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с установленной периодичностью, устранить проемы и отверстия в ограждающих конструкциях (исключить нарушение целостности конструкций), устранить нарушение герметизации и гидроизоляции, оборудовать защитное сооружение гражданской обороны подставками, на которых должны находиться защитно-герметические ворота и двери в открытом положении во входах, укомплектовать пожарный щит в соответствии с нормативными требованиями, окрасить элементы инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны в цвета, установленные нормативными требованиями, в санузлах защитного сооружения гражданской обороны произвести монтаж смывных бачков, закрыть и опечатать санузлы, не используемые в хозяйственных целях.
В апелляционной жалобе, поданной и подписанной представителем ответчика, содержится просьба об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в иске. В обоснование жалобы ссылается на то, что обязанность по поддержанию в надлежащем состоянии объекта гражданской обороны возложена на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, таким образом, ТУ Росимущества Свердловской области является ненадлежащим ответчиком.
В судебном заседании прокурор Смольников Е.В. с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным.
Представители ответчика и третьих лиц в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы было назначено на 21.04.2017 определением от 17.03.2017. Кроме того, о дате, времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались путем размещения информации на сайте Свердловского областного суда (www.ekboblsud.ru раздел "Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения").
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решение суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материально права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 года N 28 "О гражданской обороне", гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составным и частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п. 1 ст. 4 названного закона).
В соответствии с п. 2 "Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядка), к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с п. 13 Порядка в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Согласно ГОСТ Р 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утверждённого постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 N 327, защитное сооружение - инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт 2.3.10); убежище - защитное сооружение, в котором в течение определённого времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11).
В силу п. 8 Порядка федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Данные требования также закреплены в Порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утверждённого Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 N 575, согласно п. 2 раздела II которого содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств; осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти.
Доводы ответчика о том, что он является ненадлежащим ответчиком, судебная коллегия находит несостоятельными.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что спорный объект находится в федеральной собственности, в собственность Свердловской области не передавался, а также не передавался в оперативное управление либо хозяйственное ведение какой-либо организации, в реестре муниципального имущества не значится.
При таких обстоятельствах, разрешая заявленные требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанным законом, а также Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным Приказом МЧС Российской Федерации от 21.07.2005 N 575, Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 N 583, пришел к обоснованному выводу о том, что надлежащим ответчиком в данном случае является ТУ Росимущество в Свердловской области.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Железнодорожного района г. Екатеринбурга с привлечением ГУ МЧС России по Свердловской области проведена проверка надлежащего содержания находящегося в федеральной собственности объекта гражданской обороны (убежища), расположенного по адресу: ... По результатам проверки выявлены следующие нарушения: не обозначены маршруты движения к защитному сооружению указателями, не обозначено защитное сооружение гражданской обороны в соответствии с предъявляемыми требованиями путем установки знака в виде прямоугольника размером 50х60 см с указанием инвентарного номера, принадлежности к организации, места хранения ключей, допускается оштукатуривание потолков и стен помещений защитного сооружения гражданской обороны, не представлен журнал проверки состояния ЗС ГО, отсутствует документация, предусмотренная п. 3.6 Приказа N 583, инженерно-техническое оборудование защитного сооружения гражданской обороны находится в неисправном состоянии, демонтировано и не готово к использованию, техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем защитного сооружения гражданской обороны не проводятся в соответствии с установленной периодичностью, допускается наличие проемов и отверстий в ограждающих конструкциях (исключить нарушение целостности конструкций), установлено нарушение герметизации и гидроизоляции, защитное сооружение гражданской обороны не оборудовано подставками, на которых должны находиться защитно-герметические ворота и двери в открытом положении во входах, не укомплектован пожарный щит в соответствии с нормативными требованиями, элементы инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны не окрашены в цвета, установленные нормативными требованиями, в санузлах защитного сооружения гражданской обороны не произведен монтаж смывных бачков, санузлы, не используемые в хозяйственных целях, не закрыты и не опечатаны.
Согласно п. 3.2.1 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (далее - Правил), при эксплуатации ЗС ГО в мирное время должны быть обеспечены сохранность: защитных свойств как сооружений в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметичных и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток, при наличии проектного обоснования и согласования чрезвычайным ситуациям, допускается устройств о временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.
Согласно п. 1.2 требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.
В соответствии с п. 2.1 Правил учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
Оценив представленные сторонами доказательства в порядке, установленном ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что защитное сооружение, расположенное по адресу: ... , своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратило, находится в ненадлежащем техническом состоянии, пришел к выводу, что именно ТУ Росимущества в Свердловской области обязано привести его в надлежащее состояние, так как не приведение этого объекта в надлежащее состояние исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, что нарушает права неопределенного круга лиц.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия полагает возможным согласиться, поскольку они не противоречат материалам гражданского дела, основаны на всестороннем и объективном исследовании и оценке всех обстоятельств, которые имеют значение при рассмотрении таких дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке, предусмотренном статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 17.01.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Игнатьев В.П.
Судьи: Кучерова Р.В.,
Фефелова З.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.