Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Прониной Ю.П.,
с участием представителя административного истца - Бахарева В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области "Невьянский учебно-технический центр агропромышленного комплекса" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:15:1501017:39 в размере рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области "Невьянский учебно-технический центр агропромышленного комплекса" (далее - ГАУ ДПО СО "Невьянский УТЦ АПК") обратилось 25 ноября 2016 года в суд с названным административным исковым заявлением, подлежащим рассмотрению в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Указало, что владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования обозначенным земельным участком. По мнению административного истца, кадастровая стоимость земельного участка в размере 23728956,48 руб., утверждённая по состоянию на 01 января 2015 года, не соответствует рыночной стоимости. Просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости в размере 7255 000 руб. по состоянию на 01 января 2015 года.
Административный ответчик - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в письменных возражениях указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости допущено не было, оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается. Ссылаясь на решение комиссии, сомневается в достоверности отчёта, представленного административным истцом.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в письменных возражениях указало, что просит рассматривать административное дело без участия своего представителя, установление кадастровой стоимости в размере рыночной не оспаривает, оставляя разрешение административного искового заявления на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо (на стороне административных ответчиков) - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области о своём отношении к рассматриваемому административному делу ничего не сообщил.
В судебное заседание представители административных ответчиков и заинтересованного лица своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания были извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся представителей административных ответчиков и заинтересованного лица, суд считает возможным рассмотреть административное дело с участием представителя административного истца.
Заслушав представителя административного истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Существует два способа установления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года N 280-О-О, от 23 октября 2014 года N 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Статья 24 18 Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Аналогичное положение установлено также и в части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как видно из материалов рассматриваемого административного дела, 06 июля 2004 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке площадью 19872 м 2 с кадастровым номером 66:15:1501017:39. Категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: для размещения автодрома. Местоположение: Свердловская область, город Невьянск, улица Мартьянова, д. 84а (л.д. 16).
Постановлением главы Невьянского городского округа N 271-п от 12 марта 2007 года (л.д. 161) этот земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ГАУ ДПО СО "Невьянский УТЦ АПК". В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации 01 октября 2007 года, что подтверждается нотариально заверенной копией правоудостоверяющего документа (л.д. 14).
По состоянию на 01 января 2015 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:15:1501017:39 была утверждена Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года N 2588 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населённых пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" в размере 23728956,48 руб. (кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости - л.д. 13).
Считая, что утверждённая кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, административный истец в обоснование своих требований ссылается на отчёт об определении рыночной стоимости от 24 августа 2016 года N 695, подготовленный ЗАО МК "Легион". На этот отчёт получено положительное экспертное заключение Саморегулируемой организации оценщиков "СВОД" от 16 ноября 2016 года N 3509/С-16.
Как видно из представленного отчёта рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года составляла 7255 000 руб.
09 сентября 2016 года административный истец обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Решением от 05 октября 2016 года N 953 заявление было отклонено в связи с несоответствием вышеобозначенного отчёта требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки (л.д. 22-24).
19 января 2017 года в судебном заседании представителем административного истца заявлено ходатайство о назначении по делу экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка, в том числе, предложены кандидатуры экспертов для проведения экспертизы (л.д. 163-164).
При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
В данном случае, при изучении названного отчёта у суда возникли сомнения в достоверности выводов представленного отчёта. В то же время, по данному делу требовалось установление рыночной стоимости земельного участка, поэтому, учитывая ходатайство административного истца, определением от 19 января 2017 года делу была назначена и проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка.
По результатам проведённой судебной экспертизы в материалы дела 13 марта 2017 года поступило составленное заключение эксперта.
В соответствии с названным заключением эксперта рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:15:1501017:39 по состоянию на 01 января 2015 года составляла 7664000 руб.
У суда отсутствуют достаточные основания сомневаться в правильности выводов проведённой экспертизы; заключение эксперта содержит результаты исследования сегмента рынка, анализ иных факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, оно мотивировано, выводы ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами, не содержат очевидных противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности.
Оценив представленное заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, и соглашается с изложенными в нём результатами.
Следовательно, при рассмотрении административного дела установлено и нашло своё подтверждение, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:15:1501017:39 по состоянию на 01 января 2015 года составляла 7664000 руб.; именно в таком размере, удовлетворяя заявленные требования, и следует установить кадастровую стоимость.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости не вносились сведения о кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то и указывать период действия определяемой судом кадастровой стоимости в данном случае не требуется.
Что же касается судебных расходов по делу, то установление рыночной стоимости в данном случае являлось реализацией административным истцом своего права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в связи с чем, решение суда нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков. Следовательно, судебные расходы относятся на административного истца и не подлежат взысканию (возмещению).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области "Невьянский учебно-технический центр агропромышленного комплекса" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:15:1501017:39 в размере рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:15:1501017:39 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 7664000 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 09 сентября 2016 года.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.
Решение изготовлено 10 апреля 2017 года.
Судья
М.В. Старков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.