Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 11 апреля 2017 г. по делу N 33а-207/2017
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего
Гогина А.В.,
судей:
Позднякова С.И.,
Пестуновича В.И.,
при секретаре
Валюке И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца на решение Псковского гарнизонного военного суда от 31 января 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по "адрес" (далее - ПУ ФСБ) "данные изъяты" Авдюшкина Е.М. об оспаривании решения жилищной комиссии ПУ ФСБ от 17 октября 2016 года об отказе в признании члена семьи в качестве нуждающегося в жилых помещениях в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.
Заслушав доклад судьи Пестуновича В.И., объяснения представителя административных ответчиков Илюхиной Ю.Г., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Авдюшкин Е.М. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и обязать отменить решение жилищной комиссии ПУ ФСБ от "дата" (протокол "номер") в части признания его с составом семьи 3 человека в качестве нуждающихся в жилых помещениях в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в "адрес" без учета его сына ФИО1
В обоснование своих требований Авдюшкин ссылался на то, что все члены его семьи, включая сына ФИО1, вселены в квартиру по адресу: "адрес" качестве члена семьи нанимателя и зарегистрированы там постоянно по настоящее время.
С "дата" сын истца ФИО1 проходит военную службу по контракту в Пограничном управлении ФСБ России по "адрес", с рапортом по месту прохождения военной службы о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для постоянного проживания либо в служебном жилом помещении не обращался, проживает в помещении погранзаставы.
Данные обстоятельства, по мнению истца, свидетельствуют о том, что ФИО1 является членом его семьи, проживающим с ним в жилом помещении в "адрес", а его отсутствие в данной квартире в связи с убытием к месту прохождения военной службы носит временный характер.
Ссылаясь на абзац 11 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", истец считает, что его сын сохраняет право на улучшение жилищных условий совместно с ним, не может быть снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях и подлежит принятию на жилищный учет по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в "адрес".
Решением Псковского гарнизонного военного суда в удовлетворении требований административного истца отказано.
Проанализировав содержание абзаца 3 п. 1 ст. 15, п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ч. 1 ст. 69 Жилищного Кодекса РФ, гарнизонный военный суд пришел к выводу, что оспариваемое решение жилищной комиссии ПУ ФСБ принято в соответствии с действующим законодательством полномочным органом и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца и членов его семьи.
Суд указал, что сын истца - ФИО1, не является совместно проживающим членом семьи административного истца, поскольку в настоящее время он проходит военную службу в "адрес" и права на обеспечение жилым помещением в составе семьи своего отца по избранному им после увольнения с военной службы месту жительства не имеет.
В апелляционной жалобе представитель административного истца, указывая на неправильное применение судом норм материального права, а также неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Ссылаясь на абзац 11 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", автор жалобы отмечает, что за ФИО1, заключившим контракт о прохождении военной службы в "дата", до "дата" сохраняется право на жилое помещение, занимаемое административным истцом, поэтому он не может быть снят с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В связи с этим, по мнению представителя Авдюшкина Е.М., жилищная комиссия при вынесении решения о признании его нуждающимся в жилом помещении в избранном после увольнения месте жительства, должна была учитывать в качестве члена его семьи и сына.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Вопреки утверждению в апелляционной жалобе, требования административного истца рассмотрены с достаточной полнотой и тщательностью. При этом суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, исследовал и проанализировал необходимые доказательства. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. В их основе лежит правильное применение и толкование норм материального права.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и общей ее продолжительности 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному месту жительства.
Порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях установлен постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно", которым утверждены соответствующие Правила.
В соответствии с п. 1 указанных Правил признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзаце третьем пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", к которым относится и Авдюшкин Е.М., осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" гарантированное статьей15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что Авдюшкин Е.М., проходящий военную службу по контракту с "дата", проживающий в "данные изъяты"-комнатной квартире общей площадью "данные изъяты" кв.м. в "адрес", "дата" обратился с рапортом об увольнении его с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на ней.
В состав семьи истца включены супруга, дочь и сын ФИО1, "дата", которые зарегистрированы в указанном жилом помещении постоянно в качестве членов семьи нанимателя.
"дата" Авдюшкин Е.М. обратился в жилищную комиссию ПУ ФСБ с просьбой признать его с составом семьи 4 человека, включая его сына ФИО1, нуждающимися в жилом помещении по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в "адрес".
Решением жилищной комиссии ПУ ФСБ от "дата" "номер" Авдюшкин Е.М., а также его супруга и дочь с "дата" приняты на такой учет.
В принятии на жилищный учет сына отказано в связи с тем, что тот сам является военнослужащим, подлежащим обеспечению только служебными жилыми помещениями, и проходит военную службу в одной из частей, дислоцированных в "адрес" и фактически проживает в помещении пограничной заставы.
Согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Из приведенных норм законодательства, регулирующего основания и порядок реализации жилищных прав военнослужащих и членов их семей следует, что обязательным условием обеспечения жильем семьи военнослужащего, в том числе и по избранному после увольнения месту жительства, является факт совместного проживания всех членов семьи военнослужащего.
Очевидно, что сын административного истца, проходя военную службу по контракту в "адрес", не может считаться совместно проживающим с истцом, несмотря на наличие регистрации по прежнему месту жительства в "адрес", поэтому права на обеспечение жилым помещением в составе семьи своего отца по избранному последним после увольнения с военной службы месту жительства не имеет.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что факт постоянной регистрации ФИО1 в квартире, занимаемой административным истцом, учитывая фактические обстоятельства данного дела, не может свидетельствовать о совместном проживании ФИО1 с нанимателем жилого помещения, поскольку согласно ст.3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Ссылка автора апелляционной жалобы на положения абзаца 11 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", как на основание для обеспечения жильем по избранному месту жительства совместно с сыном, является ошибочной.
Указанная норма гарантирует военнослужащим, обеспечиваемым служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохранение права на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу и нахождение на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.
По делу установлено, что Авдюшкин Е.М. на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по месту службы не состоял. Каких-либо сведений о том, что право сына истца - ФИО1 на жилое помещение, занимаемое им до поступления на военную службу, кем-либо оспаривается, в материалах дела не имеется.
Окружной военный суд отмечает, что право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст. 15, п. 3 ст. 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" по избранному месту жительства, имеют определенные категории увольняемых военнослужащих, к которым сын административного истца - ФИО1 не относится.
Поскольку оспариваемое решение жилищной комиссии прав административного истца и членов его семьи не нарушает, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Псковского гарнизонного военного суда от 31 января 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по "адрес" "данные изъяты" Авдюшкина Е.М. об оспаривании решения жилищной комиссии ПУ ФСБ от "дата", оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.