Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Шихановой О.Г.
судей
Андреевой А.В.
Антакановой Е.В.
при секретаре
П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Даржиновой Т.С. к Администрации г.Элисты о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе представителя ответчика Челянова Э.В. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 07 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Шихановой О.Г., судебная коллегия
установила:
Даржинова Т.С. обратилась в суд с иском к Администрации г.Элисты о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя следующим.
Она является (данные изъяты), проживает по адресу: (данные изъяты), собственником которого является ее брат С. Она и ее дочь были вселены до разрешения жилищного вопроса без права самостоятельного пользования жилым помещением, иного жилья они не имеют. Решением заседания жилищной комиссии Мэрии г. Элисты от 07 декабря 1993 года она поставлена в очередь на получение жилья по болезни. В 2001 году по неизвестной причине ее исключили, однако в 2007 году вновь восстановили в очереди с составом семьи - 2 человека. Диагноз ее заболевания (данные изъяты) подпадает под перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, дает право на предоставление жилого помещения с учетом дополнительной жилой площади.
Просила суд возложить на Администрацию г. Элисты обязанность предоставить ей и ее дочери по договору социального найма вне очереди жилое помещение из муниципального жилого фонда общей площадью не менее 42 кв.м. с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В судебное заседание истец Даржинова Т.С., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась.
Представитель истца Оляхинов М.В. поддержал заявленные требования, ходатайствовал о возмещении судебных издержек на оплату услуг представителя в размере (данные изъяты) руб., а также государственной пошлины за получение уведомления об отсутствии прав на недвижимое имущество - (данные изъяты) руб.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 07 февраля 2017 года исковые требования Даржиновой Т.С. к Администрации г.Элисты о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворены частично.
На Администрацию г.Элисты возложена обязанность предоставить Даржиновой Т.С. вне очереди по договору социального найма жилое помещение из муниципального жилого фонда общей площадью не менее 33 кв.м. с учетом права на дополнительную площадь.
В пользу Даржиновой Т.С. с Администрации г.Элисты взысканы расходы на услуги представителя в размере (данные изъяты) руб.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Челянов Э.В. просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указал, что действующим законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Республики Калмыкия функции по предоставлению мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем инвалидов и других льготных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на Администрацию г. Элисты не возложены. Ответчик, как орган местного самоуправления, лишь ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 2015 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 17, 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статей 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что Даржинова Т.С. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку с 14 декабря 1993 года состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание в одной квартире; имеет право на дополнительную жилую площадь, иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, не имеет. В части требований о предоставлении жилья на состав 2 человека отказано, поскольку законом предусмотрено обеспечение жилым помещением только гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания.
Судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанций соответствует требованиям материального закона и основан на фактических обстоятельствах дела.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В части первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая, в свою очередь, предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных в данном абзаце положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 года право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.
Из статьи 31 Федерального закона N 181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378).
Согласно пункту 3 данного Перечня к таким заболеваниям относятся (данные изъяты).
Как установлено судом первой инстанции, истец является (данные изъяты).
Постановлением Мэрии г. Элисты от 14 декабря 1993 года N 714 Даржинова Т.С. по болезни принята на учет в очередь для получения жилой площади, состав семьи - 2 человека.
Согласно домовой книге собственника жилого помещения С. истец зарегистрирована и проживает по адресу: (данные изъяты). Помимо собственника и Даржиновой Т.С. на площади указанного дома проживают также ещё 3 человека.
Иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, истец не имеет.
Из справки БУ РК "Республиканский психоневрологический диспансер" от 31 октября 2016 года N (данные изъяты) следует, что Даржинова Т.С. (данные изъяты).
Заключением врачебной комиссии от 20 января 2017 года установлено, что у Даржиновой Т.С. имеется тяжелая форма хронического заболевания (данные изъяты), указанного в пункте 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Указанное заболевание также входит пункт 2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 817 от 21 декабря 2004 года.
Руководствуясь вышеприведенными нормами закона, суд правильно признал изложенные обстоятельства основанием для вынесения решения о признании за Даржиновой Т.С. права на внеочередное получение жилья по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, именно Даржинова Т.С., являясь получателем жилищной льготы, вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у неё права на дополнительную жилую площадь, тогда как иные члены её семьи таким правом не обладают.
Следовательно, также является правильным вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма на состав семьи - 2 человека, с учетом члена семьи Даржиновой Т.С. - Даржиновой Р.С.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не являются основанием для отмены судебного постановления, поскольку они основаны на неправильном толковании норм Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Жилищного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относит вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам, в частности, относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены в статьях 14 и 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Таким образом, довод жалобы о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцу не может быть возложена на орган муниципального образования, несостоятелен.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела судом определены правильно, оснований для отмены обжалуемого решения судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 07 февраля 2017 года оставить без изменения.
Председательствующий О.Г. Шиханова
Судьи: А.В. Андреева
Е.В. Антаканова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.