Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.
судей Ганченковой В.А.
Лесновой И.С.
при секретаре Яшкиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Саранск на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 января 2017 г.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия
установила:
Шукшина А.С., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних А.И.Р., Ш.Д.Ф., обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма в черте городского округа Саранск благоустроенную квартиру общей площадью не менее "данные изъяты".
В обоснование исковых требований указала, что она вместе с дочерью Ш.Д.Ф., сыном А.И.Р. и братом зарегистрированы и проживают в жилом помещении по "адрес", общей площадью "данные изъяты". С "дата" она состоит на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки в строительстве или приобретении жилья по категории "данные изъяты", номер общей очереди - "данные изъяты", на государственную поддержку - "данные изъяты".
Указывает, что она является "данные изъяты" бессрочно в связи с чем, по состоянию здоровья имеет право на дополнительную жилую площадь и имеет заболевание, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Их семья признана малоимущей в целях постановки на учет и предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Она обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о выделении для семьи вне очереди благоустроенного жилого помещения, однако, письмом от "дата" ей было отказано в предоставлении во внеочередном порядке жилья по договору социального найма. Считает отказ Администрации городского округа Саранск незаконным и дискриминационным.
В соответствии с постановлением Администрации городского округа Саранск от "дата" "N" она с составом семьи из "данные изъяты" человек приняты на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включены в список "малоимущие граждане".
С учетом уточненных заявленных требований просила суд обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить во внеочередном порядке в черте городского округа Саранск благоустроенную квартиру общей площадью не менее "данные изъяты".
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 января 2017 г. исковые требования Шукшиной А.С., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних А.И.Р. и Ш.Д.Ф., удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа Саранск просила решение районного суда отменить, ссылаясь на то, что: администрация, как орган местного самоуправления, не наделена соответствующими полномочиями по предоставлению жилых помещений инвалидам; Шукшина А.С. подлежит обеспечению жилым помещением за счет средств республиканского бюджета в виде предоставления ей социальной выплаты, нормы о дополнительной площади не могут быть применены в данной ситуации.
В судебное заседание представитель Администрации городского округа Саранск, Асадулин С.С., Шукшина А.С., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних А.И.Р., Ш.Д.Ф., ее представитель Бражина О.В. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что "дата" брак между Аитовым Р.И. и А.А.С. прекращен. "дата" А.А.С. заключила брак с Ш.Ф.И., в связи с чем ей присвоена фамилия "Шукшина".
Шукшина А.С. имеет двух несовершеннолетних детей А.И.Р., "данные изъяты" года рождения и Ш.Д.Ф., "данные изъяты" года рождения.
Шукшина ( А) А.С. является инвалидом бессрочно, согласно справке "данные изъяты" "N".
Судом установлено, что Шукшина А.С., ее дети А.И.Р., "данные изъяты" года рождения, Ш.Д.Ф., "данные изъяты" года рождения, брат А.С.С. зарегистрированы и проживают в квартире, расположенной по "адрес", общей площадью "данные изъяты", жилой площадью "данные изъяты".
Таким образом, на каждого члена семьи приходится "данные изъяты".
Указанную квартиру семья Шукшиной А.С. и А.С.С. занимают по договору социального найма жилого помещения от "дата" "N", нанимателем является Шукшина А.С.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 07 сентября 2016 г., вступившим в законную силу 16 ноября 2016 г., Шукшина А.С., Аитов И.Р., Шукшина Д.Ф., Асадулин С.С. выселены из жилого помещения, расположенного по "адрес", с предоставлением другого жилого помещения, расположенного по "адрес". На Шукшину А.С., действующую за себя и в интересах несовершеннолетних А.И.Р., Ш.Д.Ф., и Асадулина С.С. возложена обязанность заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по "адрес".
Постановлением Администрации городского округа Саранск от "дата" "N" семья Шукшиной А.С. признана малоимущей.
Согласно справке "N" от "дата" ГБУЗ Республики Мордовия " "данные изъяты"" Шукшина А.С., как инвалид, по состоянию здоровья имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с пунктом 2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817. При этом Шукшина А.С. подпадает под пункт 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Шукшина А.С. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Письмом Администрации городского округа Саранск от "дата" N пр-9343 Шукшиной А.С. сообщено, что её семья с составом из четырех человек приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях с помощью мер государственной поддержки в строительстве или приобретении жилья по категории инвалид II группы по общему заболеванию. Номер общей очереди - 10 585, на государственную поддержку - 5172. В связи с тем, что семья Шукшиной А.С. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, в Администрации городского округа Саранск не состоит, основания для удовлетворения заявления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке с учетом признания их малоимущими, у Шукшиной А.С. возникло право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 названного Кодекса гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Проанализировав обстоятельства данного дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности действий ответчика, отказавшего истцу в предоставлении жилого помещения вне очереди, поскольку Шукшина А.С. имеет право на получение жилого помещения по норме предоставления жилья, с учётом права на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 и статьёй 58 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2005 г. N 162 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего человека установлена в размере 33 кв.м. общей площади жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Право на дополнительную жилую площадь сверх установленной общей нормы жилой площади в виде отдельной комнаты, а при её отсутствии - в размере 10 кв.м., также предусмотрено подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 2 Постановления ВЦИК и СНК от 28 февраля 1930 г. "О праве пользования дополнительной жилой площадью".
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление от 16 декабря 1997 г. N 20-П, определения от 15 февраля 2005 г. N 17-О, от 05 марта 2009 г. N 376-О-П).
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. Таким образом, данное законоположение, направленное на реализацию положений статей 1 (часть 1), 7 (часть 1), 17, 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 01 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 01 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
При таких обстоятельствах, при разрешении спора, судом первой инстанции, верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апеллянта о том, что Администрация городского округа Саранск, как орган местного самоуправления, не наделена соответствующими полномочиями по предоставлению жилых помещений инвалидам, несостоятельны.
В силу статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Шукшина А.С., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних А.И.Р., Ш.Д.Ф., обратилась в Администрацию городского округа Саранск, где они состоят на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем суд обоснованно возложил на Администрацию городского округа Саранск обязанность по предоставлению истцу жилого помещения с учётом права на дополнительную жилую площадь.
Довод апелляционной жалобы о том, что Шукшина А.С. подлежит обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета в виде предоставления ей социальной выплаты и нормы о дополнительной площади не могут быть применимы к истцу, не может быть принят во внимание, поскольку на основании Постановления Правительства Российской Федерации N 817 от 21 декабря 2004 г., Шукшина А.С. имеет право на дополнительную жилую площадь.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального или процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Таким образом, решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом первой инстанции понят и истолкован правильно.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 января 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.И. Литюшкин
судьи В.А. Ганченкова
И.С. Леснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.