Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.,
судей Ганченковой В.А., Лесновой И.С.,
при секретаре Епитифоровой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 апреля 2017 г. в г.Саранске гражданское дело по апелляционной жалобе Щ.Ю.Н., Щ.О.С. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 25 января 2017 г.
Заслушав доклад судьи Лесновой И.С., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия (далее - УФСИН России по Республике Мордовия) обратилось с иском к Щ.Ю.Н., Щ.О.С., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего Щ.Д.Ю., о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета.
В обоснование заявления истец указал, что в период прохождения службы Щ.Ю.Н. на основании договора социального найма, заключенного между сторонами "дата" г., предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в которое он вселен с членами своей семьи. Данное помещение закреплено за истцом на праве оперативного управления. Приказом УФСИН России по Республике Мордовия от "дата" "N"-лс Щ.Ю.Н. уволен из уголовно-исполнительной системы.
Однако ответчики спорное жилое помещение не освобождают. Уведомление о добровольном освобождении занимаемого жилого помещения от "дата" ответчиками оставлено без внимания.
Просил суд признать ответчиков утратившими право пользования спорным жилым помещением, выселить из служебного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета.
Ответчик Щ.О.С., действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего Щ.Д.Ю., предъявила встречные требования к УФСИН России по Республике Мордовия о возложении обязанности перезаключить договор найма служебного жилого помещения, определив нанимателем по указанному договору Щ.О.С. с составом семьи из трех человек.
В обоснование встречного иска указала, что проходит службу в уголовно-исполнительной системе с "дата", стаж службы в уголовно-исполнительной системе составляет: в календарном исчислении - 11 лет 08 месяцев 20 дней, в льготной исчислении 15 лет 09 месяцев 02 дня. На имя начальника УФСИН России по Республике Мордовия ею подан рапорт о перезаключении с ней договора найма спорного жилого помещения, в чем было отказано и рекомендовано написать рапорт о предоставлении служебного жилого помещения в порядке очередности. На основании решения жилищной комиссии от "дата" Щ.О.С., с составом семьи из трех человек, включена в список кандидатов на получение служебного жилого помещения, а "дата" принята на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Кроме того, полагает, что ответчику необходимо лишь перезаключить указанный договор, поскольку она с семьей уже проживает в служебном помещении, однако до настоящего времени это не сделано.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 25 января 2017 г. исковые требования УФСИН России по Республике Мордовия к Щ.Ю.Н., Щ.О.С., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего Щ.Д.Ю. удовлетворены частично.
Щ.Ю.Н., Щ.О.С., Щ.Д.Ю. признаны утратившими право пользования жилым помещением и выселены из жилого помещения, предоставленного по договору найма специализированного жилого помещения от "дата" г., расположенного по адресу: "адрес" без предоставления другого жилого помещения. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Встречные исковые требования Щ.О.С., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего Щ.Д.Ю. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу решением Щ.Ю.Н., Щ.О.С. в апелляционной жалобе считают его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Считают, что при увольнении нанимателя служебного жилого помещения из уголовно-исполнительной системы, служебная квартира, предоставленная УФСИН России по Республике Мордовия в пользование семье, где еще один член семьи является действующим сотрудником, должна быть оставлена в пользовании, поскольку второй супруг - Щ.О.С. проходит службу в УФСИН России по Республике Мордовия и имеет выслугу более 10 лет. Обращает внимание, что ею предприняты все меры для перезаключения с ней договора найма спорного служебного помещения, к получению другого служебного жилого помещения, к постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, что дало ей и членам ее семьи быть признанными нуждающимися в жилом помещении. Полагают, что Щ.Ю.Н. и члены его семьи не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, ввиду отсутствия у них иного жилья, принадлежащего им на праве собственности или по договору социального найма.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель УФСИН России по Республике Мордовия А.Н.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание Щ.Ю.Н., представитель Щ.О.С.- И.И.А. не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, при этом о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности этих причин не представили и об отложении разбирательства дела ходатайство не заявляли.
Представитель органа опеки и попечительства администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в суд не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
При таких обстоятельствах на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя УФСИН России по Республике Мордовия А.Н.Н., ответчика (истца по встречному иску) Щ.О.С., представителя Щ.О.С. - Е.Л.Ю., мнение прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Межевовой Ю.В.
об оставлении решения суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующем у.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, квартира, общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенная по адресу: "адрес", находится в оперативном управлении УФСИН России по Республике Мордовия, о чем произведена запись регистрации "N" в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от "дата"(л.д.4,т.1).
На основании распоряжения "N" от "дата" спорное жилое помещение признано служебным жилым помещением специализированного жилищного фонда Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия (л.д.9, т.1).
В соответствии с договором найма служебного жилого помещения от "дата", заключенным между УФСИН России по Республике Мордовия и Щ.Ю.Н., последнему предоставляется служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", на время прохождения службы УФСИН России по Республике Мордовия и подведомственных ему учреждениях.
В силу пункта 19 указанного договора в случае его расторжения или прекращения в связи с окончанием срока службы наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации (л.д.7-8, т.1).
Приказом УФСИН России по Республике Мордовия "N"-лс от "дата" старший лейтенант внутренней службы Щ.Ю.Н. уволен из уголовно-исполнительной системы (л.д.6, т.1).
Согласно справке начальника ФКУ исправительная колония "N" З.С.И. ( л.д.66 т.1), выслуга капитана внутренней службы Щ.О.С.начальника отдела "данные изъяты" УФСИН России по Республике Мордовия составляет: в календарном исчислении - 11 лет 8 месяцев 20 дней, в льготном исчислении - 15 лет 09 месяцев 02 дня.
Уведомлением от "дата" Щ.Ю.Н. сообщено о расторжении договора найма служебного жилого помещения и необходимости его освобождения (л.д.5, т.1).
"дата" жилищной комиссией УФСИН России по Республике Мордовия принято решение о включении Щ.О.С. в список кандидатов на получение служебного жилого помещения с составом семьи 3 человека (л.д.142-143 т.1).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования УФСИН России по Республике Мордовия о признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении ответчиков, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение, где проживает семья Щ. отнесено к числу служебных, Щ.Ю.Н. же уволен из уголовно-исполнительной системы, в связи с чем обязан освободить предоставленное ему и его семье жилое помещение, при этом отказывая в удовлетворении исковых требований Щ.О.С. о перезаключении договора найма жилого помещения, определив её нанимателем квартиры, суд исходил из того, что оснований, предусмотренных для предоставления ей служебного жилого помещения в виде исключения во внеочередном порядке не имеется.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу положений части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; пенсионеры по старости; члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" указал, что военная служба, служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
Согласно пункту 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897 (в редакции от 01 октября 2004 года), сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
В соответствии с пунктом 28 указанного типового положения без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены, в том числе сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
В соответствии с положением о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики правоохранительных органов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N1038, Федеральная служба исполнения наказаний относится к правоохранительным органам.
Согласно статье 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действие которого распространяется и на сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Таким образом, федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел (органов уголовно-исполнительной системы), вправе устанавливать для них дополнительные социальные гарантии, в том числе и по обеспечению жильем, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов.
С учетом изложенных правовых норм, судебная коллегия пришла к выводу о том, несмотря на увольнение Щ.Ю.Н., его супруга Щ.О.С. по настоящее время является сотрудником УФСИН России по Республике Мордовия, с "дата" проходит службу в уголовно-исполнительной системе и имеет стаж службы более 11 лет, "дата" Щ.О.С. включена в список кандидатов на получение служебного жилого помещения с составом семьи 3 человека, "дата" она была поставлена на учет для получения единовременной выплаты, при этом ею предпринимались необходимые меры по перезаключению с ней договора найма спорного жилого помещения, следовательно, оснований для выселения семьи Щ. из спорного жилого помещения не имеется.
Доводы представителя УФСИН России по Республике Мордовия о нарушении прав тех лиц, которые уже стоят в очереди на получение служебного жилья необоснованны, поскольку как установлено судом первой инстанции Щ.О.С. уже стояла в очереди по предоставлению служебного жилья, оно ей было предоставлено в виде общежития, а затем сдано при получении её мужем спорной служебной квартиры, что не отрицалось представителем истца (ответчика по встречному иску).
Согласно пункта 15 Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 г. N 217 сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение в день, следующий за днем прекращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения, за исключением случая получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно выписке из протокола УФСИН России по Республике Мордовия от "дата" Щ.О.С. поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты на семью составом 3 человека с "дата" (л.д.172-173).
Принимая во внимание, что выводы в решении суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права, обжалуемое решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в части удовлетворения исковых требований УФСИН России по Республике Мордовия к Щ.Ю.Н., Щ.О.С., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего Щ.Д.Ю., о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, при этом встречные исковые требования Щ.О.С. о заключении договора социального найма служебного жилого помещения, подлежат удовлетворению. В части отказа в иске о снятии с регистрационного учета решение суда следует оставить без изменения.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 25 января 2017 г. в части признания утратившими право пользования жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, и в части возложения обязанности перезаключить договор найма жилого помещения, отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия о признании утратившими право пользования Щ.Ю.Н., Щ.О.С., Щ.Д.Ю. и о выселении их из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", без предоставления другого жилого помещения отказать.
Встречные исковые требования Щ.О.С., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего Щ.Д.Ю., к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия о возложении обязанности заключить договор социального найма служебного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия заключить с Щ.О.С. договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", с составом семьи из трех человек.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Судья-председательствующий В.И.Литюшкин
Судьи В.А.Ганченкова
И.С.Леснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.