Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.,
судей Ганченковой В.А., Лесновой И.С.,
при секретаре Епитифоровой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 апреля 2017 г. в г.Саранске гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации городского округа Саранск К.К.И. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 23 января 2017 г.
Заслушав доклад судьи Лесновой И.С., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Ш.Я.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в предоставлении вне очереди отдельного благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, о возложении обязанности предоставить вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения с учетом членов семьи.
В обоснование заявленных требований указала, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение вне очереди жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку ее мать И.В.Н. решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от "дата" лишена родительских прав, а сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Однако до настоящего времени жилым помещением Ш.Я.В., включенная ответчиком в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, не обеспечена.
Просила суд обязать ответчика предоставить Ш.Я.В. вне очереди отдельное благоустроенное жилье по договору найма специализированного жилого фонда с учетом семьи из трех человек не ниже норм предоставления в муниципальном образовании городского округа Саранск.
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 23 января 2017 г. исковые требования Ш.Я.В. удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Администрации городского округа Саранск от "дата" г. в предоставлении Ш. ( М.)Я.В. вне очереди жилого помещения специализированного жилищного фонда. На Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого помещения по месту жительства на территории г. Саранск общей площадью не менее 33 кв.м. В остальной части исковые требования Ш.Я.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа Саранск К.К.И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Ш.Я.В., ссылаясь на то, что республиканским бюджетом на 2017 год заложено недостаточно средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение жилым помещением осуществляется в пределах выделенных финансовых средств, которых недостаточно для приобретения жилых помещений для всех состоящих в списках детей-сирот, в связи с чем, у Администрации городского округа Саранск не имеется возможности предоставить жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства. Кроме того, поскольку финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета, то к участию в деле должны быть привлечены Министерство образования Республики Мордовия и Министерство финансов Республики Мордовия, которые являются заинтересованными лицами по данному делу.
В судебное заседание истец Ш.Я.В., представитель ответчика администрации городского округа Саранск, не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, при этом о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности этих причин не представили и об отложении разбирательства дела ходатайство не заявляли.
При таких обстоятельствах на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела по доводам, изложенным в жалобе, заслушав объяснения представителя истца П.Т.Х., судебная коллегия с учетом положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для ее удовлетворения не находит.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ш.Я.В. "дата" года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать - И.В.Н. решением Ленинского районного суда г. Саранска "дата" лишена родительских прав (л.д.48), сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
"дата" Ленинским ЗАГСом Управления записи гражданского состояния Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия И.Н.И. выдано свидетельство о перемене имени на М.Я.В. (л.д.50).
Согласно свидетельства о браке истец Ш.Я.В. до заключения брака имела девичью фамилию М.Я.В. (л.д.14).
Ш.Я.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес". Право пользования указанным помещением было сохранено за И.И.Н. ( в настоящее время Ш.Я.В.).
Постановлением администрации городского округа Саранск от "дата" "N" установлен факт невозможности проживания Ш.Я.В. в вышеуказанном жилом помещении, ввиду того, что общая площадь данного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в нём, менее учетной нормы площади жилого помещения (л.д.34).
На основании постановления администрации городского округа Саранск от "дата" "N" Ш.Я.В.( М.Я.В.) с составом семьи из одного человека включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Доказательств наличия у Ш.Я.В. другого жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, и жилого помещения, находящегося в пользовании на основании договора социального найма, не имеется.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами в суде первой инстанции оспорены не были.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что Ш.Я.В. имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Разрешая заявленные исковые требования в части, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам и тем самым обоснованно пришел к выводу, что Ш.Я.В. имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, но без учета членов её семьи, поскольку право на предоставление жилого помещения имеет только лицо из числа детей-сирот, но не члены его семьи, что не лишает возможности истца на обращение в уполномоченные органы по вопросу улучшения жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании пунктов "к" и "ж" части 1 статьи 72 и частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в частности являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, предусмотренные данным нормативным актом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложено на исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 мая 2013 г. N 157, предусматривает, что решение о предоставлении (отказе в предоставлении) специализированного жилого помещения принимается Министерством образования Республики Мордовия в течение 15 дней со дня регистрации заявления.
Вместе с тем, исходя из положений статей 1 и 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", государственное полномочие Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей передано органам местного самоуправления - администрациям муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск.
Данное полномочие включает в себя предоставление жилых помещений указанным категориям граждан (пункт 3 части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З). Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия (пункта 2 части 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З).
Исходя из содержания приведенных законоположений, предоставление вне очереди жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
В связи с этим довод апелляционной жалобы об отсутствии надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является несостоятельным, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.
Доводы жалобы о непривлечении судом в качестве заинтересованных лиц представителей Министерство образования Республики Мордовия и Министерство финансов Республики Мордовия основанием к отмене решения суда служить не могут, поскольку предусмотренных законом оснований для привлечения указанного лица к участию в деле не имелось. Кроме того, о необходимости привлечения этих органов в качестве третьих лиц ответчиком не заявлялось, указанные органы не подавали апелляционных жалоб на решение суда.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 января 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа Саранск К.К.И. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
В.И. Литюшкин
Судьи
В.А. Ганченкова
И.С. Леснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.