Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Реутовой Ю.В.,
судей коллегии Агеева А.В. и Кравцовой Е.А.,
при секретаре Бордиян В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Алябьевой Е.А. на решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи Агеева А.В., объяснения прокурора Кочетковой Е.Г., полагавшей решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пуровского района обратился в суд в интересах Алябьевой Е.А. с иском к Департаменту образования администрации Пуровского района о признании незаконным бездействия в части невключения Алябьевой Е.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в целях предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда автономного круга по договорам найма специализированных жилых помещений, просил обязать включить Алябьеву Е.А. в указанный список.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Алябьевой (Козловой) Е.А. о необеспечении её как ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилым помещением. Обращение Алябьевой Е.А. о предоставлении ей жилья оставлено Департаментом образования администрации Пуровского района без удовлетворения в связи с отсутствием документов, подтверждающих её статус, а также по причине отсутствия письменного обращения в её интересах бывшего законного представителя. Полагает, что бездействие органа опеки и попечительства при решении вопроса о постановке Алябьевой Е.А. на учёт и включении её в список детей-сирот и детей, оставшегося без попечения родителей, привело к нарушению её жилищных прав. Ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период, когда они были несовершеннолетними, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых они обучались и (или) воспитывались, законными представителями, а также иные обстоятельства, объективно препятствующие детям-сиротам и детям, оставшимися без попечения родителей, обратиться с заявлением о принятии их на соответствующий жилищный учёт, сами по себе не могут рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В связи с чем Алябьева Е.А. подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью последующего обеспечения жилым помещением в установленном законом порядке.
Определением суда от 14 ноября 2016 года приняты уточнённые исковые требования прокурора Пуровского района. В заявлении указано, что до принятия Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшегося без попечения родителей" отношения по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, и гражданам из их числа регулировались Жилищным кодексом РСФСР. Истица стала сиротой и приобрела право на обеспечение жильем в период действия ЖК РСФСР. В связи с чем прокурор Пуровского района просил признать право Алябьевой Е.А. на обеспечение жилым помещением, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать Департамент образования Администрации Пуровского района, Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа и Управление делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Алябьевой Е.А. жилое помещение из специализированного жилищного фонда автономного округа по норме предоставления не менее 33 квадратных метров общей площади на территории муниципального образования посёлок Уренгой Пуровского района по договору найма специализированного жилого помещения.
Определением суда от 14 ноября 2016 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики и Управление делами Правительства автономного округа.
Определением суда от 8 декабря 2016 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлёчен Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа.
В судебном заседании Алябьева Е.А. и прокурор отказались от исковых требований к ответчику Департаменту образования администрации Пуровского района, отказ от иска принят судом и вынесено определение о прекращении производства по делу в данной части.
В остальном Алябьева Е.А. и прокурор поддержали уточненные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске и в заявлении об уточнении исковых требований.
Судом первой инстанции постановленорешение об отказе в удовлетворении иска.
С решением не согласна истец Алябьева Е.А. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального права и неправильное определение юридически значимых для данного дела обстоятельств. Считает, что по достижению ею 18 лет и прекращению учрежденной над ней опекой (попечительства) она подлежала обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью е ниже установленных социальных норм. Судом первой инстанции установлено, что именно по вине органов опеки и попечительства, а также опекуна до достижения ею совершеннолетнего возраста она не была в установленном законом порядке поставлена на учёт нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма по месту её жительства в посёлке Уренгой. Такое помещение по достижению совершеннолетия должно было быть ей предоставлено в виде отдельной благоустроенной квартиры, в связи с чем она имеет право на предоставление ей жилого помещения.
Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени рассмотрения дела в установленном порядке, причины неявки не сообщили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции.
В силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, в том числе применение закона, не подлежащего применению, неправильное истолкование закона, либо нарушение норм процессуального права.
Таких оснований по делу не усматривается.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на положения статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статей 196, 200 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как видно из дела и не оспаривается сторонами, мать истца лишена родительских прав решением суда. С 1997 по 1998 год истец состояла на регистрационном учёте в отделе опеки и попечительства по Пуровскому району, как рёбенок, оставшийся без попечения родителей, опекуном несовершеннолетней являлась Лановая С.Н., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, Козлова истец не включалась.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что действие новой редакции статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространяется на отношения, возникшие до 1 января 2013 года, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали своего права на получение жилого помещения.
Из свидетельства о заключении брака от 12 мая 2000 года следует, что Козлова Е.А. (истица) зарегистрировала брак с Алябьевым С.В., ей присвоена фамилия Алябьева.
Согласно гарантийному письму Управления социальной поддержки населения Пуровского района на основании Закона РФ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и в целях оказания государственной поддержки гражданам, выезжающим из Пуровского района, предоставлена жилищная субсидия на состав семьи Алябьев В.И., Алябьева А.Г. -жена, Алябьев С.В. -сын, Алябьева Е.А. -жена сына.
В соответствии с выпиской по учёту граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, Алябьев С.В. и Алябьева Е.А. в составе семьи Алябьева В.И. получили в 2000 году социальную выплату в рамках Федерального закона от 25.07.1998 N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" для приобретения жилого помещения по адресу в городе Вологограде по "адрес"
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 5 марта 2001 года на основании договора купли-продажи квартиры от 16 декабря 2000 года все четверо указанных членов семьи Алябьевых, в том числе и истец Алябьева Е.А., приобрели в общую долевую собственность по 1/4 доли каждому, жилое помещение - указанную выше трёхкомнатную квартиру.
Таким образом, на момент достижения возраста 23 лет истец была обеспечена жилым помещением и не имела права на предоставление жилого помещения по договору социального найма в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством о социальной поддержке лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела существенных нарушениях норм материального или процессуального закона, а фактически сводятся к оспариванию выводов суда об установленных обстоятельствах дела.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.