Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 11 апреля 2017 г. по делу N 22-48/2017
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - судьи Романенко Д.А., судей - Даутова М.Ф. и Дуняшина О.О., при секретаре Доржижаповой Д.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе защитника - адвоката Парфёнова В.Ю. на приговор Читинского гарнизонного военного суда от 2 февраля 2017 года, согласно которому военнослужащий войсковой части 00000 " ... "
Евсеев М.С., " ... ", несудимый, " ... ",
осужден за совершение двух преступлений, предусмотренных п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ: за преступление, совершённое в один из дней конца сентября 2016 года - сроком один год лишения свободы, без лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью; за преступление, совершённое в один из дней начала октября 2016 года - сроком один год шесть месяцев лишения свободы, без лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью. По совокупности преступлений в соответствии с частью 3 статьи 69 УК РФ, наказание Евсееву назначено путём частичного сложения наказаний в виде лишения свободы на срок 3 года без лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью. Наказание в виде лишения свободы на основании ст. 73 УК РФ назначено Евсееву условно с испытательным сроком три года.
Заслушав доклад судьи Дуняшина О.О., кратко изложившего доводы апелляционной жалобы и возражений государственного обвинителя, выслушав выступления осуждённого Евсеева М.С. и защитника - адвоката Парфёнова В.Ю., в поддержание доводов апелляционной жалобы, а также мнение прокурора - военного прокурора отдела военной прокуратуры Восточного военного округа подполковника юстиции Цыпылова Д.А., полагавшего необходимым приговор оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд
установил:
Евсеев признан виновным в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий, повлекших существенное нарушение прав и законных интересов гражданина, совершённые с применением насилия.
Данные преступления совершены осуждённым при следующих, изложенных в приговоре обстоятельствах.
Евсеев, являясь начальником по должностному положению и воинскому званию для военнослужащего войсковой части 00000 " ... " К.А.Б., в нарушение требований статей 26-27 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статей 2, 7, 9, 10, 16, 19, 24, 34, 67, 75, 78, 79, 81 и 83 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, статей 1, 3 и 7 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, превышая свои должностные полномочия, применил к последнему физическое насилие.
Так, Евсеев, в один из дней конца сентября 2016 года около 15 часов, на строевом плацу войсковой части 00000, дислоцированной в "адрес", в присутствии личного состава, будучи недовольным внешним видом К.А.Б. и предъявив претензии о хранении потерпевшим сотового телефона, схватил его за воротник кителя и стал трясти, после чего нанёс ему удар кулаком в область челюсти.
Он же, в один из дней начала октября 2016 года, в период с 17 до 18 часов, в помещении казармы указанной воинской части, будучи недовольным ненадлежащим внешним видом К.А.Б., нанёс ему удар кулаком в область головы.
В результате действий осужденного, К.А.Б. были причинены физическая боль и нравственные страдания.
В апелляционной жалобе адвокат Парфёнов просит приговор отменить и постановить по делу оправдательный приговор.
Так, защитник полагает, что в основу приговора положены только показания потерпевшего, его заявление и показания сослуживцев потерпевшего, которым о применении Евсеевым насилия К.А.Б. стало известно со слов последнего, другие же доказательства вины осуждённого отсутствуют.
Парфёнов считает, что суд вышел за пределы предъявленного Евсееву обвинения, указав в приговоре на совершение осуждённым преступлений в один из дней конца сентября и в один из дней начала октября 2016 года, тогда как органами предварительного следствия время совершения преступлений было установлено в третьей декаде сентября и первой декаде октября 2016 года.
Отмечает, что инкриминируемое Евсееву деяние в период третьей декады сентября 2016 года не могло иметь место, поскольку при сопоставлении графиков дежурств участников событий, какой-либо контакт Евсеева с К.А.Б. в указанный период отсутствовал.
Не нашло своего подтверждения и инкриминируемое Евсееву деяние в период первой декады октября 2016 года, поскольку, как это следует из распорядка дня, показаний свидетелей и осуждённого, каких-либо построений в период с 17 до 18 часов не проводилось и при проведении телесных осмотров шишка на голове К.А.Б. обнаружена не была.
В возражениях на апелляционную жалобу государственный обвинитель - старший помощник военного прокурора Читинского гарнизона " ... " Б., не соглашаясь с изложенными в ней доводами, просит приговор суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поверив материалы уголовного дела, доводы апелляционной жалобы, а также заслушав выступления участников уголовного судопроизводства, окружной военный суд приходит к следующему.
Выводы суда первой инстанции о виновности Евсеева в совершении вышеуказанных преступлений подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, в частности, показаниями потерпевшего К.А.Б., свидетелей Д., З., И., К., Ка. и Ку..
Так, в ходе судебного заседания потерпевший К.А.Б. показал, что в один из дней конца сентября 2016 года, около 15 часов во время построения личного состава, Евсеев, высказывая ему претензии по поводу внешнего вида и хранения при себе обнаруженного несколько дней назад сотового телефона, схватил его рукой за воротник кителя и стал трясти, а потом нанёс ему удар кулаком в область челюсти. Также в один из дней начала октября 2016 года в период с 17 до 18 часов, в казарме воинской части после построения личного состава, Евсеев, будучи недовольным его ( К.А.Б.) внешним видом, нанёс ему удар кулаком в область головы, от которого у него на лбу образовалось незначительное покраснение и припухлость.
О применении насилия к потерпевшему показал, как на предварительном следствии, так и в суде свидетель Д., являвшийся очевидцем того, что в один из дней начала октября 2016 года, на строевом плацу, Евсеев, будучи недовольным внешним видом К.А.Б. и хранением при себе сотового телефона, схватил последнего рукой за воротник кителя и стал трясти, после чего нанёс ему удар кулаком в область челюсти. Также в один из дней начала октября 2016 года, в казарме воинской части, после построения личного состава, Евсеев, будучи недовольным внешним видом К.А.Б., нанёс ему удар кулаком в область головы.
Кроме этого, Д. показал, что ежедневные телесные осмотры в подразделении проводятся медицинскими работниками формально.
Свидетель З. показал, что в один из дней начала октября 2016 года он видел, как в расположении казармы воинской части Евсеев, предъявляя претензии К.А.Б. по поводу его грязной одежды, нанёс потерпевшему удар кулаком в лоб, отчего у последнего образовался отёк и покраснение. Также в один из дней конца сентября 2016 года он слышал, как Евсеев выражал недовольство внешним видам К.А.Б. и хранением при себе сотового телефона. Со слов К.А.Б. ему стало известно, что Евсеев в указанное время также нанес ему удар в челюсть.
Помимо этого, З. показал, что Евсеев, перед его ( З.) убытием на допрос к следователю, склонял к даче ложных показаний об обстоятельствах, очевидцем которых он являлся.
Свидетели И., К., Ка. и Ку., каждый в отдельности, дали показания о том, что им, со слов К.А.Б., известно о применении к нему насилия Евсеевым.
Кроме приведённых выше доказательств вина Евсеева в содеянном подтверждается протоколами следственных экспериментов с участием потерпевшего и свидетелей Д. и З., в ходе проведения которых, они, каждый в отдельности, в присутствии понятых, подробно рассказали и показали с помощью статистов обстоятельства и механизм применения осужденным насилия, протоколом проверки показаний на месте с участием потерпевшего, протоколами очных ставок с участием потерпевшего К.А.Б., свидетеля Д. и осуждённого Евсеева, а также другими доказательствами, которые приведены в приговоре полно и правильно, объективно проанализированы и сомнений в своей достоверности не вызывают.
В связи с изложенным, доводы Парфёнова об отсутствии доказанности содеянного Евсеевым, а также то, что в основу приговора положены только показания потерпевшего, его заявление и показания свидетелей, не являвшихся очевидцами событий, являются несостоятельными.
Довод в жалобе о том, что суд вышел за пределы предъявленного обвинения, является беспредметным, поскольку периоды времени совершения Евсеевым преступлений, указанные в приговоре, соответствуют периодам времени, установленными органами предварительного следствия.
Оценивая доводы автора жалобы о том, что инкриминируемые Евсееву деяния не нашли своего подтверждения в связи с показаниями осуждённого и свидетелей защиты, а также исследованными в суде графиками дежурств, окружной военный суд находит их несостоятельными и соглашается в этой части с выводами суда первой инстанции, которые, в свою очередь, достаточно мотивированы и основаны на материалах уголовного дела.
Необнаружение же у потерпевшего в ходе телесных осмотров незначительного покраснения и припухлости в области лба, с учётом установленных в суде первой инстанции обстоятельств дела, не является доказательством того, что насилие к нему не применялось.
Таким образом, действия Евсеева в один из дней конца сентября и в один из дней начала октября 2016 года, были правильно квалифицированы судом, каждое по п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ, как явно выходящие за пределы его полномочий, повлекших существенное нарушение прав и законных интересов потерпевшего, совершённые с применением насилия.
Наказание Евсееву назначено в полном соответствии с требованиями ст. 60 УК РФ с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и влияния назначенного наказания на исправление осужденного.
Как видно из содержания приговора, при назначении наказания судом первой инстанции было принято во внимание, что Евсеев до поступления на военную службу и в период её прохождения характеризовался положительно. Также суд учёл и наличие на иждивении осуждённого двух малолетних детей, а также противоправное поведение потерпевшего, выразившееся в хранении при себе во вне установленного места сотового телефона, что, в свою очередь, судом и было признано обстоятельствами, смягчающими его наказание.
Приведенные выше обстоятельства позволили суду назначить осуждённому наказание с применением ст. 64 и 73 УК РФ.
Одновременно с этим суд, учитывая все обстоятельства данного дела и степень общественной опасности содеянного, оснований для применения положений ч. 6 ст. 15 УК РФ не усмотрел, с чем соглашается и суд апелляционной инстанции.
Нарушений уголовно-процессуального и уголовного законов, которые могли бы повлечь отмену или изменение приговора, окружным военным судом не установлено.
В силу изложенного и руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28 и 389.33 УПК РФ, окружной военный суд
определил:
приговор Читинского гарнизонного военного суда от 2 февраля 2017 года в отношении Евсеева М.С. оставить без изменения, а апелляционную жалобу адвоката Парфёнова В.Ю. - без удовлетворения.
Копия верна:
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.