Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Мельниковой А.В., рассмотрев 05 апреля 2017 года в г. Сыктывкаре жалобу ГОУ РК "Физико-математический лицей-интернат" на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 марта 2017 года, которым ГОУ РК "Физико-математический лицей-интернат" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 170000 рублей,
установил:
постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 января 2017 года ГОУ РК "Физико-математический лицей-интернат" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 170000 руб.
Не согласившись с постановлением судьи, ГОУ РК "Физико-математический лицей-интернат" обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит оспариваемый судебный акт отменить, прекратить производство по делу в связи с малозначительностью, указывая и на допущенные процессуальные нарушения.
Представитель ГОУ РК "Физико-математический лицей-интернат" Шутова Н.М., защитники Коровина М.Г., Белозёрова В.В., Киприянов А.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержали.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьёй городского суда установлено, что в ходе проведения плановой проверки ГОУ РК "Физико-математический лицей-интернат" было установлено, что отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности в части выполняемых (оказываемых) работ (услуг) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по лечебному делу.
Признавая ГОУ РК "Физико-математический лицей-интернат" виновным в совершении административного правонарушения, судья исходил из совокупности исследованных доказательств, а также отсутствия нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, при рассмотрении дела судьёй городского суда не было учтено следующее.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Исходя из положений данной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (частью 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В жалобе указано на то, что представитель юридического лица, явившийся на составление протокола, не был допущен.
Как пояснили лица, участвующие в деле при рассмотрении жалобы, П. фактически присутствовала при составлении протокола, однако не была допущена к производству по делу, права ей не разъяснялись, право дать объяснения, ей не было предоставлено.
Как следует из материалов дела, "дата" протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии представителя ГОУ РК "Физико-математический лицей-интернат", "дата" копия протокола направлена в адрес юридического лица.
В представленных территориальным органом Росздравнадзора по Республике Коми пояснениях указано, что и.о. директора ГОУ РК "Физико-математический лицей-интернат" П. присутствовала при составлении протокола, была ознакомлена с материалами дела, ходатайств, заявлений, возражений не указала.
При этом указано на то, что и.о. директора не является законным представителем юридического лица, поскольку таковым является лишь директор Шутова Н.М.
С учётом указанных обстоятельств, прихожу к выводу, что и.о. директора ГОУ РК "Физико-математический лицей-интернат" П. не была допущена к участию в производстве по делу в качестве представителя ГОУ РК "Физико-математический лицей -интернат".
Нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и признание данного доказательства недопустимым. Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности этого лица в совершении противоправного деяния.
С учётом указанных обстоятельств, оснований для вынесения оспариваемого постановления не имелось, производство по делу подлежало прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 января 2017 года отменить.
Производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Судья- В.М. Соболев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.