СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
В составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 27 февраля 2017 года дело по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 29 декабря 2016 года, которым
заявленные требования удовлетворены.
Признано право Латкиной И.А. на выплату компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, с 01.11.2013 по 31.12.2015 в полном объеме.
Обязано ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района" произвести Латкиной И.А. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с 01.11.2013 по 31.12.2015 включительно, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, на общую сумму 11 732,06 руб.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., прокурора Шевелеву М.Г., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Корткеросского района, действуя в интересах Латкиной И.А., обратился в суд с иском к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района" с иском о признании права на выплату компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, с 01.11.2013 по 31.12.2015 в полном объеме, об обязании ЦСЗН произвести соистцу компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с 01.11.2013 по 31.12.2015 включительно в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, на общую сумму 11 732,06 руб.
В судебном заседании прокурор на требованиях и доводах, изложенных в заявлении настаивал.
Латкина И.А. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела.
Ответчик ЦСЗН надлежащим образом уведомлен о дате и времени рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в представленном суду отзыве исковые требования не признал.
Третье лицо Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о дате и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в суд своего представителя не направило.
ГБУ РК "Центр правого обеспечения", действующий в интересах Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в представленных возражениях указало, что считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, просив рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что Латкина И.А. является получателем мер социальной поддержки по категории педагогические работники, проживающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекратившие педагогическую деятельность (независимо от вида пенсии), имеющие стаж работы не менее 10 лет в государственных образовательных организациях Республики Коми, муниципальных образовательных организациях Республики Коми, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа с 04 марта 2011 года.
До ноября 2013 года Латкиной И.А. предоставлялись меры социальной поддержки по оплате освещения исходя из фактических расходов на потребляемую энергию, после указанной даты ГБУ РК "ЦСЗН Корткеросского района" производит ей начисление и выплату денежной компенсации, исходя из установленного норматива потребления услуги по освещению.
Разница между фактическими расходами Латкиной И.А. на оплату электроснабжения и выплаченной ей денежной компенсацией расходов на освещение, исходя из норматива потребления, за период с 01.11.2013 по 31.12.2015 составляет 111732,06 руб.
Согласно ч.8 ст.47 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются меры социальной поддержки: в т.ч. (в ред. Закона РК от 22.02.2011 N 14-РЗ) оплата в размере 100 процентов коммунальных услуг по электроснабжению и отоплению (теплоснабжению) в домах независимо от вида жилищного фонда
Данная правовая норма в редакции Законов Республики Коми от 24.06.2013 N 54-РЗ, от 07.10.2013 N 95-РЗ предусматривает, что педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству (далее - педагогические работники), предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам за пользование жилым помещением (плата за наем) государственного, муниципального жилищного фонда или частного жилищного фонда, находящегося в собственности юридических лиц; оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам за содержание и ремонт жилого помещения; оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам отопления (теплоснабжение, в домах с печным отоплением - твердое топливо), оплата за освещение.
Со ссылкой на изменение указанного Закона Республики Коми N 55-РЗ с августа 2013 мера социальной поддержки по оплате освещения ограничена ответчиком размером расчетной величины потребляемого ресурса только на освещение. По мнению Центра, применение норматива потребления коммунальной услуги, в данном случае только освещения, обусловлено отсутствием отдельного прибора учета электроэнергии на освещение.
Согласно введенному в действие постановлением Правительства РК от 07.10.2013 N 383 п.15-1 Постановления Правительства Республики Коми от 05.05.2009 N 115 "Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31.12.2004 N 280 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" сумма компенсации на оплату освещения жилого помещения для лиц, указанных в ч.1 (1) ст.18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", определяется: для проживающих в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - исходя из показаний установленных отдельных приборов учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения; для проживающих в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение жилого помещения, но не более фактических расходов на оплату электроснабжения (начисленной платы).
При этом нормативные правовые акты Республики Коми, нормы федерального законодательства не устанавливают порядка оборудования жилых помещений льготной категории граждан отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение.
Постановление Правительства Республики Коми от 07.10.2013 N 383 вступило в силу с 28.10.2013.
Жилое помещение истца отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение не оборудовано, поэтому ответчиком производилось начисление и выплата денежной компенсации по оплате освещения, исходя из размеров нормативов, утвержденных приказом Службы Республики Коми по тарифам от 23.08.2012 N 62/21 "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Республики Коми".
Законом Республики Коми N 118-РЗ в Закон Республики Коми N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" внесены изменения, в соответствии с которыми педагогическим работникам с 01.01.2016 компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг осуществляется в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 2040 рублей по южной природно-климатической зоне и 2760 рублей по северной природной климатической зоне.
Изменения, внесенные Законом Республики Коми от 22.12.2015 N 118-РЗ "О внесении изменений в Закон "О социальной поддержке населения в Республике Коми" вступили в силу с 1 января 2016 года.
Статьей 4 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Вышеприведенные нормативно-правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, не содержат указаний на распространение их действия полностью или в части отдельных норм на правоотношения, возникшие до введения их в действие.
Разрешая спор, руководствуясь вышеприведенными нормами права, регулирующими спорные правоотношения, применительно к обстоятельствам по делу, суд первой инстанции исходил из того, что выплата социальной поддержки Латкиной И.А. за спорный период производилась не в полном объеме, пришел к правильному выводу о признании за истцом права на выплату компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения и коммунальных услуг в размере фактически понесенных расходов с 01.11.2013 по 31.12.2015 в полном объеме и обязании ответчика произвести истцу компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.11.2013 по 31.12.2015 включительно в размере фактических расходов.
При разрешении дела по существу суд первой инстанции обоснованно руководствовался правилами ст. 11 ГПК РФ о юридической силе нормативных правовых актов.
Решение суда законно и обоснованно, основания для его отмены по доводам апелляционной жалобы отсутствуют
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 29 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.