СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 марта 2017 года дело по апелляционным жалобам администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 января 2017 года, по которому
возложена обязанность на администрацию муниципального образования городского округа "Сыктывкар" предоставить Размысловой А.Ф. жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах МО ГО "Сыктывкар"
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения прокурора Юдина А.В.,
установила:
прокурор г.Сыктывкара обратился в суд в интересах Размысловой А.Ф. с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" об обязании предоставить истцу благоустроенное жилое помещение как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах администрация МО ГО "Сыктывкар" и третье лицо Министерство труда, занятости и социальной защиты РК просят об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и необоснованность решения.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц, при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не находит.
Судом установлено, что Размыслова А.Ф., 28.01.1998 г.р., относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - Р.Е.А. умерла "Дата обезличена"., отец записан в свидетельство о рождении со слов матери.
Постановлением Главы администрации МО "Эжвинский район г. Сыктывкара" от 05.10.1999 N 406 за Размысловой А.Ф. и её братом - Р.А.М. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: "Адрес обезличен", которое было предоставлено Р.Е.А. на основании ордера и представляет собой 1-комнатную квартиру, общей площадью ... кв.м., входящую в состав муниципального жилищного фонда. Данное жилое помещение предоставлено Р.А.М. по договору социального найма от 29.09.2010г. В качестве члена семьи нанимателя в договор социального найма включена Размыслова А.Ф.
В указанном жилом помещении Размыслова А.Ф. и Р.А.М. сохраняют регистрацию по месту жительства.
Постановлением главы администрации МО ГО "Сыктывкар" от 12.09.2000 "Номер обезличен" Д. (ныне - Р.) Г.В. была назначена опекуном Размысловой А.Ф.
В период с 13.01.2010г. по 28.01.2016г. Размыслова А.Ф. сохраняла регистрацию по месту проживания опекуна.
28 января 2016 года в связи с достижением совершеннолетия Размысловой А.Ф. попечительство над ней прекращено.
В настоящее время истица обучается в ГПОУ "Воркутинский горно-экономический колледж" с предоставлением общежития на период обучения. Регистрация по месту жительства или месту пребывания Размысловой А.Ф. в г. Воркуте не оформлялась.
По заявлению истицы от 27 июля 2015 года на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам принято решение об установлении факта невозможности проживания Размысловой А.Ф. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: "Адрес обезличен" в связи с площадью менее учетной нормы и о включении её в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилье.
Письмами от 28 октября 2016 года и 17 ноября 2016 года администрация МО ГО "Сыктывкар" на заявления представителя истицы указала на невозможность предоставления истице в настоящее время жилого помещения в связи с недостаточным финансированием данных государственных полномочий.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 года N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан", к отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Законом Республики Коми от 01 декабря 2015 года N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" государственными полномочиями Республики Коми по формированию соответствующих списков и обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми.
Разрешая спор и руководствуясь приведенными нормами материального права, суд пришел к правильному выводу о том, что Размыслова А.Ф. как лицо, оставшееся без попечения родителей, имеет право на получение жилья специализированного жилищного фонда.
Выводы суда являются правильными, и доводы жалоб их не опровергают.
Действующее законодательство связывает возникновение права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с наступлением определенных событий, перечисленных в ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Нарушение данного права в силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для обращения в суд.
Поскольку Размыслова А.Ф. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, состоит с 2015 года в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилье, у неё возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. При этом полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями наделены органы местного самоуправления, в данном случае администрация МО ГО "Сыктывкар".
Ссылка администрации на недостаточный объем финансирования, отсутствие жилых помещений специализированного жилищного фонда не является основанием для освобождения ответчика от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению истца жилым помещением. Реализация права на жилье указанной категории граждан не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий, в том числе недостаточности средств выделяемых на эти цели из федерального бюджета.
Указание в апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты РК на то, что вынесенным решением нарушаются права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истец, также основанием к отмене решения не является.
Гарантированное законом право истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади и включенных в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа ранее истца.
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит обязательный характер. При этом Федеральный закон N 159-ФЗ не устанавливает очередность внутри списка нуждающихся в жилье лиц соответствующей категории в качестве условия предоставления им жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Содержащееся в пункте 3 статьи 8 закона указание на то, что формирование списка осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. По своей сути формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование таких списков может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Довод Министерства труда, занятости и социальной защиты РК о том, что оспариваемым решением суд допустил вмешательство в решение вопросов, которые входят в исключительную компетенцию органов местного самоуправления, судебная коллегия также находит несостоятельным.
В соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Установив нарушение ответчиком прав Размысловой А.Ф., суд обоснованно и правомерно разрешилзаявленный прокурором спор в установленном для этого гражданским процессуальным законодательством порядке.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 января 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.