СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В,
судей Ушаковой Л.В, Смирновой Н.И,
при секретаре Красавцевой Т.Л,
рассмотрела в судебном заседании 06 апреля 2017 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 февраля 2017 года, по которому
на ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара" возложена обязанность произвести Азаровой О.В. выплату компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за пределами норматива потребления за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", в полном объеме, а именно, в сумме ... рублей ... копеек.
Заслушав доклад судьи Смирновой Н.И, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Азарова О.В. обратилась в суд с иском к ГБУ РК "ЦСЗН г. Сыктывкара", в обоснование которого указала, что является получателем мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг. В период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" ответчик начислял и выплачивал истцу денежную компенсацию в пределах оплаты освещения, исходя из установленного норматива потребления, что повлекло снижение объема мер социальной поддержки. В связи с чем, разница между фактическими расходами на оплату электроснабжения и выплаченной денежной компенсацией расходов на освещение, исходя из нормативов потребления, составила ... руб., которую просит взыскать с ответчика.
Истец в судебном заседании участия не принимала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик исковые требования не признал.
Представитель третьего лица - Министерства труда и социальной защиты Республики Коми в суд не явился, в письменных возражениях указал на отсутствие оснований для удовлетворения иска.
Суд принял приведенное выше решение, об отмене которого, как принятого с нарушением норм материального права, просит в апелляционной жалобе ГБУ РК "ЦСЗН г. Сыктывкара".
В суд апелляционной инстанции стороны и представитель третьего лица не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще. Препятствий для рассмотрения дела не установлено.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Установлено, что Азарова О.В. осуществляет педагогическую деятельность в МОУ " ... " г. ... в должности преподавателя.
Истец поставлена на учет в ГБУ РК "ЦСЗН г. Сыктывкара", как получатель мер социальной поддержки в соответствии со статьей 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" по категории "педагогический работник", ей назначены соответствующие меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Азарова О.В. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ... Жилое помещение истца отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение не оборудовано.
С 01.02.2014 ГБУ РК "ЦСЗН г. Сыктывкара" производит начисление и выплату денежной компенсации Азаровой О.В, исходя из установленного норматива потребления услуги по освещению, утвержденного приказом Службы Республики Коми по тарифам от 23.08.2012 N 62/21 "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Республики Коми".
Согласно сведениям ГБУ РК "ЦСЗН г. Сыктывкара" разница между фактическими расходами истца на оплату электроснабжения и выплаченной ей денежной компенсацией расходов на освещение, исходя из норматива потребления, в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" включительно составила ... руб.
Разрешая спор суд первой инстанции, проанализировав положения Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании", Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", частей 1 (1) статьи 18, статей 20.1 и 21 Закона Республики Коми N 55-РЗ "О мерах социальной поддержки населения в РК", и, установив, что гарантированные законом права истца на меры социальной поддержки нарушены, возложил на ответчика обязанность компенсировать Азаровой О.В. фактические расходы на оплату электроснабжения.
Судебная коллегия находит указанный вывод суда первой инстанции верным.
Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.
Статьей 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ предусмотрено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются меры социальной поддержки: в т.ч. (в ред. Закона РК от 22.02.2011 N 14-РЗ) оплата в размере 100 процентов коммунальных услуг по электроснабжению и отоплению (теплоснабжению) в домах независимо от вида жилищного фонда.
Данная правовая норма в редакции Законов Республики Коми от 24.06.2013 N 54-РЗ, от 07.10.2013 N 95-РЗ предусматривает, что педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству (далее - педагогические работники), предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам за пользование жилым помещением (плата за наем) государственного, муниципального жилищного фонда или частного жилищного фонда, находящегося в собственности юридических лиц;
(п. 1 в ред. Закона Республики Коми от 24.06.2013 N 54-РЗ)
2) оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам за содержание и ремонт жилого помещения;
(п. 2 в ред. Закона Республики Коми от 24.06.2013 N 54-РЗ)
3) оплата в размере 100 процентов педагогическим работникам отопления (теплоснабжение, в домах с печным отоплением - твердое топливо), оплата за освещение.
Со ссылкой на изменение указанного Закона Республики Коми N 55-РЗ с 24.06.2013 мера социальной поддержки по оплате освещения ограничена ответчиком размером расчетной величины потребляемого ресурса только на освещение. По мнению Центра, применение норматива потребления коммунальной услуги, в данном случае только освещения, обусловлено отсутствием отдельного прибора учета электроэнергии на освещение.
Согласно введенному в действие Постановлением Правительства Республики Коми от 07.10.2013 N 383 пункту 15.1 Постановления Правительства Республики Коми от 05.05.2009 N 115 "Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31.12.2004 N 280 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" сумма компенсации на оплату освещения жилого помещения для лиц, указанных в части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", определяется:
1) для проживающих в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - исходя из показаний установленных отдельных приборов учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения;
2) для проживающих в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение жилого помещения, но не более фактических расходов на оплату электроснабжения (начисленной платы).
Судебная коллегия находит, что расчет в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с действовавшим до 01.01.2016 Законом Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ, не предусматривавшим ограничений относительно объема предоставляемых услуг по освещению, подлежащих компенсации.
Позиция ответчика, в том числе доводы апелляционной жалобы, сводятся к тому, что при реализации рассматриваемой льготы следует разграничивать понятия "освещение" и "электроснабжение" и при определении размера денежной выплаты необходимо учитывать только электроэнергию на освещение помещения по установленному нормативу потребления. Однако, по мнению судебной коллегии, при разрешении настоящего спора подлежат применению и правильному толкованию нормы федерального законодательства о видах коммунальных услуг (электроснабжение, отопление) и регионального закона о полном возмещении платы за них.
Действия ГБУ РК "ЦСЗН г. Сыктывкара" в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, исходя из норматива потребления электрической энергии, за спорный период обоснованно признаны судом незаконными.
Законом Республики Коми от 22.12.2015 N 118-РЗ внесены изменения в Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми". Согласно пп. 4 п. 1 статьи 20 Закона Республики Коми от 22.12.2015 N 118-РЗ компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в южной природно-климатической зоне Республики Коми педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, установлена в размере 2040 рублей. Указанные изменения вступили в законную силу с 01.01.2016.
Не могут быть приняты во внимание и доводы жалобы о том, что суть решения суда сводится к несоответствию норм федерального и регионального законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений. Между тем, предметом настоящего спора является оспаривание истцом объема предоставляемых в спорный период мер социальной поддержки, следовательно, разрешение данного вопроса без анализа нормативно-правовой базы, регулирующей спорные правоотношения, не представляется возможным.
Вопреки доводам жалобы нормы федерального и регионального законодательства, касающиеся вопроса предоставления рассматриваемой меры поддержки, истолкованы судом полно и правильно.
Таким образом, решение суда законно и обоснованно, основания для его отмены по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" - без удовлетворения.
Председательствущий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.