Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Белова Н.Е.
судей Машкиной И.М., Пристром И.Г.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в судебном заседании 30 марта 2017 года административное дело по апелляционной жалобе УМВД России по г.Сыктывкару на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 января 2017 года, по которому отказ в постановке на регистрационный учет несовершеннолетнего В., "Дата обезличена" года рождения, по адресу: "Адрес обезличен" признан не законным и на Управление МВД России по г. Сыктывкару возложена обязанность поставить В., "Дата обезличена" года рождения на регистрационный учет по адресу: "Адрес обезличен"
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., объяснения представителя Вострецовой Е.Г. - Апаршина А.А., представителя УМВД России по г. Сыктывкару Бартель А.В., заинтересованных лиц: Гавриловой Н.В., Исакова В.Г., Мирошниченко Д.И.,
УСТАНОВИЛА:
Вострецова Е.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к УМВД России по г. Сыктывкару о признании незаконным отказа в постановке на регистрационный учет несовершеннолетнего сына В.., "Дата обезличена" года рождения, возложении обязанности поставить несовершеннолетнего на регистрационный учет по адресу "Адрес обезличен" В обоснование заявленных требований указано, что отказ в регистрации ребенка по месту жительства отца ребенка Исакова В.Г., лишенного родительских прав, является неправомерным, поскольку право на проживание в указанном жилом помещении ребенок имеет на основании договора социального найма.
В судебном заседании административный истец Вострецова Е.Г. участия не принимала, ее представитель Апаршин А.А. заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика УМВД России по г. Сыктывкару Бартель А.В., а также заинтересованные лица Гаврилова Н.В., Исаков В.Г., Мирошниченко Е.С. в судебном заседании требования не признали.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе УМВД России по г.Сыктывкару просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, указывая на то, отказ в регистрации несовершеннолетнего Вострецова А.Г. по месту проживания его отца, лишенного родительских прав, будет противоречить интересам несовершеннолетнего, поскольку отец не сможет в полной мере заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 307 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотреть дело в отсутствие тех лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о дне и месте проведения судебного заседания и не явились в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Проверив законность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, родители несовершеннолетнего В. "Дата обезличена" года рождения: Исаков В.Г. и Вострецова Е.Г. состояли в браке, который расторгнут "Дата обезличена" года. Исаков В.Г. и Вострецова Е.Г. совместно не приживают, несовершеннолетний В. проживает с матерью.
Отец ребенка В. - Исаков В.Г. решением ... городского суда "Номер обезличен" от "Дата обезличена" лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего.
Исаков В.Г. ранее проживал по адресу: "Адрес обезличен", где был зарегистрировал по месту своего жительства несовершеннолетний В ... Данное жилое помещение признано непригодным для проживания.
В связи с этим решением ... городского суда "Номер обезличен" от "Дата обезличена" на администрацию МО ГО " ... " возложена обязанность предоставить Мирошниченко (Гавриловой) Н.В. на состав семьи 4 человека (Мирошниченко Н.В., Исаков В.Г., Мирошниченко Д.И., Исаков А.В.) два жилых помещения: "Адрес обезличен"
На основании решения ... городского суда "Номер обезличен" Гаврилова Н.В., Исаков В.Г., Мирошниченко Д.И., Мирошниченко Е.С., Вострецов А.В. и Мирошниченко М.Д. выселены и сняты с регистрационного учета по адресу: "Адрес обезличен" и обязаны заключить договор социального найма на предоставленные жилые помещения.
"Дата обезличена" между администрацией МО ГО "Сыктывкар" и Гавриловой Н.В. заключен договор социального найма жилого помещения "Номер обезличен", в соответствии с которым Гавриловой Н.В. как нанимателю предоставляется в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, расположенное по адресу: "Адрес обезличен". При этом из п.3 указанного договора следует, что в качестве члена семьи нанимателя в указанное жилое помещение вселяются, в том числе и несовершеннолетний В.
"Дата обезличена" Вострецова Е.Г. обратилась в УМВД по г. Сыктывкару с заявлением о регистрации по месту жительства своего несовершеннолетнего сына В. в жилом помещении по адресу "Адрес обезличен".
Письмом от "Дата обезличена" УМВД России по г. Сыктывкару возвратило Вострецовой Е.Г. документы на регистрацию по месту жительства несовершеннолетнего В. по вышеуказанному адресу со ссылкой на ст. 20 Гражданского кодекса РФ и указанием на то, что по заявленному адресу зарегистрирован отец несовершеннолетнего - Исаков В.Г., который лишен родительских прав.
Не согласившись с отказом УМВД России по г.Сыктывкару, Вострецова Е.Г. обратилась в суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав требования Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию (далее Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 713 от 17.07.1995, ст. 71 Семейного кодекса РФ, статей 69, 71 Жилищного кодекса РФ, пришел к выводу о том, что действия УМВД России по г.Сыктывкару, выразившееся в отказе в регистрации по месту жительства несовершеннолетнего сына административного истца являются незаконными. При этом суд исходил из того, что несовершеннолетний В. обладает правами и обязанностями как член семьи нанимателя жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен", регистрация по месту жительства носит уведомительный характер, кроме того, ни законом, ни Правилами регистрации не предусмотрен отказ в регистрации несовершеннолетнего по месту жительства в связи с тем, что родитель лишен родительских прав.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
В силу части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (ч.2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
В соответствии с частью 3 статьи 3 указанного Закона при регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее Правила) и Перечень лиц, ответственных за регистрацию.
В соответствии с пунктом 16 Правил гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
В соответствии с пунктом 28 указанных Правил, регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Пунктом 26.1 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 N 288 (далее - Административный регламент), предусмотрено, что для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6; документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов, за исключением случая, предусмотренного п. 30 Регламента.
Заявления о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны) (п.27 Административного регламента).
В силу пункта 33 Административного регламента должностные лица, ответственные за регистрацию, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлениях от 4 апреля 1996 г. N 9-П и от 2 февраля 1998 г. N4-П органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В статье 8 Закона от 25.06.1993 N 5242-1 дан исчерпывающий перечень оснований ограничений прав граждан выбирать место пребывания и жительства. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона.
Как следует из части первой статьи 6 Закона от 25.06.1993 N 5242-1, для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом по смыслу части второй данной статьи представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства.
Жилищные права и обязанности в силу положений ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (часть 2). Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения (часть 3).
Как следует из материалов дела, а именно договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", заключенного "Дата обезличена" между администрацией МО ГО "Сыктывкар" и Гавриловой Н.В. (наниматель), несовершеннолетний В. включен в указанный договор как член семьи нанимателя, в связи с чем в силу статьи 69 Жилищного кодекса РФ обладает равными с нанимателем правами и обязанностями, в том числе и правом на регистрацию по месту жительства в указанном жилом помещении. При обращении в регистрационный орган административным истцом, как законным представителем несовершеннолетнего В. подано заявление по форме N 6 о регистрации по месту жительства в жилом помещении по адресу : "Адрес обезличен", ее несовершеннолетнего сына, в котором в качестве основания для регистрации было прямо указано на договор социального найма, с приложением указанного договора.
Учитывая, что право на регистрации в жилом помещении по адресу "Адрес обезличен" у несовершеннолетнего В. возникло на основании договора социального найма, данное жилое помещение предоставлено взамен ранее занимаемого, где несовершеннолетний был зарегистрирован и выселен из него на основании судебного решения в связи с предоставлением спорного жилого помещения, не проживание в котором носит вынужденный характер, то оснований для отказа в предоставлении услуги по регистрации по месту жительства по указанному адресу у регистрационного органа отсутствовали, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно признал действия административного ответчика незаконными.
Доводы апелляционной жалобы УМВД России по г.Сыктывкару о законности действий по отказу в регистрации несовершеннолетнего сына административного истца в связи с тем, что отец несовершеннолетнего лишен родительских прав, и такая регистрация будет нарушать интересы несовершеннолетнего, судебная коллегия отклоняет, поскольку выше приведенным законодательством не предусмотрен отказ в регистрации несовершеннолетнего по месту жительства в связи с тем, что родитель лишен родительских прав. Механизм использования такого правового средства, как регистрация, не должен служить целям, не совместимым с ее уведомительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УМВД России по г.Сыктывкару - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.