Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего Боджокова Н.К.,
судей Козырь Е.Н. и Муращенко М.Д.,
при секретаре судебного заседания Жаворонковой А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации МО "Город Майкоп" на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 21 сентября 2016 года, которым постановлено:
Иск Рыльской ФИО17 к Администрации муниципального образования "Город Майкоп" о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования "Город Майкоп" предоставить Рыльской ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения составом семьи один человек жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 48 квадратных метра с учетом права на дополнительную общую площадь в размере 15 кв.м.
Заслушав доклад судьи Муращенко М.Д., выслушав объяснения представителя ответчика администрации МО "Город Майкоп" по доверенности Рубан С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, мнение представителя истца Рыльской М.Е. по доверенности Бабкина С.В., считавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, представителя третьего лица Министерства финансов Республики Адыгея по доверенности Шаова М.М., полагавшегося на усмотрение суда апелляционной инстанции, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рыльская М.Е. и Рыльская В.А. обратились в суд с иском к администрации МО "Город Майкоп", в котором просили обязать Администрацию муниципального образования "Город Майкоп" предоставить им на состав семьи два человека в жилищном фонде муниципального образования "Город Майкоп" жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 57 квадратных метров (с учетом права на дополнительную общую площадь в размере 15 кв.м.).
Рыльская В.А. в судебном заседании от заявленных исковых требований отказалась в полном объеме. На основании ст.ст. 39, 220, 22 ГПК РФ определением от 02 сентября 2016 года Майкопский городской суд принял отказ Рыльской В.А. от иска и прекратил производство по делу.
Истец Рыльская М.Е. изменила исковые требования, просила обязать администрацию МО "Город Майкоп" предоставить Рыльской М.Е., 10 октября 1926 года рождения, в жилищном фонде муниципального образования "Город Майкоп" на состав семьи один человек жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 48 квадратных метров (с учетом права на дополнительную общую площадь в размере 15 кв.м.).
В судебном заседании представителя истца Бабкин С.В. поддержал исковые требования Рыльской М.Е. и в уточнение просил обязать администрацию МО "Город Майкоп" предоставить Рыльской М.Е., 10 октября 1926 года рождения, составом семьи один человек жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 48 квадратных метров (с учетом права на дополнительную общую площадь в размере 15 кв.м.). Просил удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО "Город Майкоп" Божкова Ю.В. иск не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация МО "Город Майкоп" просила решение Майкопского городского суда от 21 сентября 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указала, что в Республике Адыгея обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года осуществляется на основании Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 22 марта 2010 года N46 "О реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения". Считает, что истец подлежит обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ и Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 22 марта 2010 года N46.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Рыльской М.Е. по доверенности Бабкин С.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика администрации МО "Город Майкоп" - без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу третье лицо Министерство финансов Республики Адыгея считает, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном статьей 51 Жилищного кодекса РФ Перечне. Обеспечение, вставших на жилищный учет после 1 марта 2005 года, осуществляется на основании решений органов местного самоуправления в соответствии с Жилищным кодексом РФ и не является расходным обязательством Республики Адыгея.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, выслушав мнения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, не имеется.
Из материалов гражданского дела усматривается, что истец Рыльская М.Е. является инвалидом 1 группы, что подтверждается справкой ВТЭ-4 N052908 от 09 декабря 1982 года.
Согласно заключению ВК N 455 от 23 мая 2016 года Рыльская М.Е., 10 октября 1926 года рождения, состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РА "Адыгейский республиканский клинический психоневрологический диспансер с 2015 года. Заболевание, которым страдает Рыльская М.Е., предоставляет ей право на дополнительную жилую площадь и на внеочередное получение жилого помещения, как гражданину, страдающему тяжелыми формами хронических заболеваний. Основанием возникновения указанных выше прав являются Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь", а также Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Распоряжением Главы администрации г. Майкопа Республики Адыгея от 07 марта 2002 года N 683-р "О постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий" Комиссия по жилищным вопросам администрации г. Майкопа 19 февраля 2002 года, протокол N°7, признала Рыльскую М.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий и включила в общие списки и в список инвалидов по общим заболеваниям.
По сведениям филиала ФГУП "Ростехинвентаризация Федеральное БТИ" по Республике Адыгея и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, истец Рыльская М.Е. не имеет на праве собственности жилое помещение.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из положений статьи 57 ЖК РФ, в соответствии с которой жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Из статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Таким образом, по доводам жалобы оснований к отмене решения суда, не имеется.
Вместе с тем, принимая решение об обязании администрацию МО "Город Майкоп" предоставить Рыльской М.Е. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 48 квадратных метра, суд первой инстанции верно исходил из права истца на дополнительную жилую площадь.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении иска в суде первой инстанции, а потому не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как не опровергают выводов решения суда, основаны на неправильном толковании норм материального права и иной оценке обстоятельств дела.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность постановленного решения, а сводятся к переоценке выводов суда об отказе в иске.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда от 21 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика администрации МО "Город Майкоп" - без удовлетворения.
Председательствующий Н.К. Боджоков
Судьи Е.Н. Козырь
М.Д. Муращенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.