Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе
председательствующего - Мейстер В.М.
судей - Мамия М.Р., Шишева Б.А.
при секретаре - Киреевой И.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика руководителя ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РА Казанова Б.Х. на решение Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
административное исковое заявление ООО "Комплекс - Агро" к ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея и Комитету по имущественным отношениям Республики Адыгея, при заинтересованном лице ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Адыгея об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости по состоянию на 28 февраля 2013 года равной "данные изъяты" рублей.
Обязать филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости измененные сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка по состоянию на 28 февраля 2013 года в размере его рыночной стоимости.
Датой подачи заявления ООО "Комплекс-Агро" об установлении кадастровой стоимости земельного участка считать ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Шишева Б.А., объяснения представителя административного истца ООО "Комплекс -Агро" Беляева С.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "Комплекс-Агро" обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", в размере равном его рыночной стоимости - "данные изъяты" рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на основании представленного им отчета об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ООО "КОПЕРС". Также просил обязать орган кадастрового учета Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея внести указанную стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца ООО "Комплекс - Агро" по доверенности Беляев С.А., уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", в размере равном его рыночной стоимости - "данные изъяты" рублей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея по доверенности Полуэктова И.А. просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на недостоверность данных отчета и экспертного заключения на отчет.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (Росреестр) по доверенности Шеуджен А.Р. просила в удовлетворении административных требований ООО "Компекс-Агро" об установлении кадастровой стоимости земельного участка отказать за необоснованностью.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея Демидюк А.Н. в разрешении заявленных административных исковых требований полагался на усмотрение суда.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик - руководитель ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РА Казанов Б.Х. просит решение суда отменить и принять новый, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что ТУ Росимущества является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем, в удовлетворении требований к нему следовало отказать. Кроме того, оценка, произведенная ООО "КОПЕРС" не отражает реальной стоимости земельного участка, в связи с чем, не может являться надлежащим и достоверным доказательством.
В возражении на апелляционную жалобу директор ООО "Комплекс-Агро" Денисов А.Г. просил оставить решение без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч. 1 ст. 308 КАС РФ обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в том числе и решением суда.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В соответствии с Правилами определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2015 года N 279, цена земельного участка при заключении договора купли-продажи без проведения торгов определяется в размере его кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 39.20 вышеназванного закона, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Комплекс-Агро" является собственником объекта недвижимости - части зданий отсеков для хранения стеклотары, общей площадью "данные изъяты" кв.м., с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ N
Указанное недвижимое имущество расположено на земельном участке по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N категория земель: "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием: "для размещения объекта складского назначения различного профиля".
Таким образом, ООО "Комплекс-Агро" является фактическим пользователем земельного участка и лицом, имеющим исключительное право выкупа спорного земельного участка, находящегося в государственной собственности.
Выкупная цена указанного земельного участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Административным истцом на правах единственного учредителя и участника ООО "Комплекс-Агро" принято решение по кадастровой стоимости приватизировать земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м., принадлежащий обществу на праве собственности, кадастровый N, категория земельного участка: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для размещения объекта складского назначения различного профиля", расположенный по адресу: "адрес".
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости установлено, что отличие рыночной стоимости объекта недвижимости в размере "данные изъяты" руб. от кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 78 %.
Таким образом, в данном случае установлено, что выкупная цена спорного земельного участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, в связи с чем, у административного истца имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.
Согласно представленному в материалы дела отчету N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному ООО фирма "Комплекс-Агро", подтвержденному экспертным заключением N от ДД.ММ.ГГГГ Саморегулируемой организации Региональная ассоциация оценщиков рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты" руб.
Рыночная стоимость земельного участка определена истцом по состоянию на дату, на которую определена кадастровая стоимость земельного участка - 28.02.2013 г.
Делая вывод о нарушениях экспертами федеральных стандартов оценки, податель жалобы не указал и не доказал, каким образом повлияли те или иные нарушения на определение итогового размера рыночной стоимости объекта недвижимости. Каких-либо доказательств недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка, а так же экспертных заключений суду не представлено, в связи с чем, отсутствуют основания не доверять указанному отчету.
В соответствии с ч.3 ст. 247 КАС РФ суд вправе рассмотреть вопрос о привлечении к участию в административном деле иных лиц, чьи права могут быть затронуты принятым решением.
Согласно п. 5.4 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ 05.06.2008 г. N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже.
Таким образом, единственным органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, расположенными на территории Республики Адыгея и на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, является ТУ Росимущества в РА, в связи с чем, его привлечение к участию в деле в качестве административного ответчика, вопреки доводам жалобы, является правомерным. Кроме того, нет оснований полагать, что права ТУ Росимущества в РА нарушены, поскольку в резолютивной части решения отсутствует указание о возложении на указанного ответчика каких-либо обязанностей.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение является законным, выводы суда соответствуют установленным и изложенным в решении обстоятельствам, апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 307, 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий В.М. Мейстер
Судьи: М.Р. Мамий
Б.А. Шишев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.