Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Арзамасцевой Г.В.
судей: Юдиной И.С., Токарева Б.И.
при секретаре: И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афанасова А.М. к УМВД России по Тамбовской области, ГУ МЧС России по Тамбовской области о признании незаконным отказа во включении в стаж работы в льготном исчислении периода военной службы по призыву и возложении обязанности включить в стаж в льготном исчислении, произвести перерасчет пенсии,
по апелляционной жалобе Афанасова А.М. на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 27 января 2017 года.
Заслушав доклад судьи Юдиной И.С., судебная коллегия
установила:
Афанасов А.М. обратился в суд с иском к УМВД России по Тамбовской области о признании незаконным отказа о включении в стаж работы в льготном исчислении периода военной службы по призыву и возложении обязанности включить его в стаж и произвести перерасчет пенсии, основывая требования на том, что *** года ему назначена пенсия исходя из выслуги лет *** месяца.
Период службы в армии по призыву с *** года по *** года подлежит включению в стаж государственной службы в органах внутренних дел и МЧС России в льготном исчислении из расчета 1 день военной службы за 2 дня работы, так как после службы в армии он проходил службу в Государственной противопожарной службе, входящей в состав органов внутренних дел.
С 01 января 2002 года данная службы преобразована в Государственную противопожарную службу по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий МЧС России, где он служил до *** года.
Считая отказ ответчика во включении данного периода в льготном исчислении необоснованным, просил признать недействительным решение УМВД России по Тамбовской области и обязать УМВД России по Тамбовской области засчитать в его стаж государственной службы в органах внутренних дел и МЧС России период военной службы в армии по призыву с *** года по *** года из расчета один день службы за два дня государственной службы с одновременным перерасчетом пенсии.
Определением суда от 26 декабря 2016 года в качестве соответчика привлечено ГУ МЧС России по Тамбовской области.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 27 января 2017 года исковые требования Афанасова А.М. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Афанасов А.М. просит решение отменить, вынести новое, удовлетворив его исковые требования.
Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; не доказаны установленные судом обстоятельства, изложенные в решении; не применен закон, подлежащий применению.
В возражениях на апелляционную жалобу Главное управление МЧС России по Тамбовской области просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения Афанасова А.М. и его представителя Афанасова М.И., представителя ответчика Пономареву А.В., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Афанасов А.М. проходил службу в Государственной противопожарной службе в должности старшего пожарного пожарной части N *** ФГКУ " *** ОФПС по Тамбовской области".
Приказом ФГКУ " *** по Тамбовской области" МВД России N *** от *** года уволен по статье 83 ч.2 п.6 "Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" с *** года.
Выслуга лет в календарном и льготном исчислении составила *** дня.
Афанасову А.М. в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" назначена пенсия за выслугу лет.
Заявляя требования о включении в выслугу лет для назначения пенсии периода службы в Вооруженных силах Российской Федерации с *** года по *** года в льготном исчислении Афанасов А.М. ссылался на пункт 3 статьи 10 Федерального закона N 76-ФЗ от 27.05.1998 года "О статусе военнослужащих" в соответствии с которым, время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы, не могут повлечь отмену судебного постановления, так как данной нормой предусмотрено включение периодов нахождения на военной службе по призыву в общий трудовой стаж, а не в выслугу лет.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" установлено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.
Согласно п. 1 ст. 14 названного Федерального закона стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законодатель прямо указал, что применительно к пенсионному обеспечению стаж государственной службы должен определяться на основании соответствующего пенсионного закона, то есть в данном случае - Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в редакции, действующей с 03.07.2016 года, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их семей.
При этом названный Закон (ст. 18) делегировал Правительству Российской Федерации полномочия по определению порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.1995 года N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальных звания, распространяется действие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно п. 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года N 941 военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен зачет военной службы по призыву в выслугу лет для назначения пенсии в календарном, а не в льготном исчислении.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определения от 17.06.2013 года N 960-О, от 21.03.2013 года N 421-О, от 25.02.2013 года N 146-О) п. 5 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 признан не противоречащим п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Установление различного порядка зачета военной службы по призыву в выслугу лет и общий трудовой стаж в зависимости от того, какого вида пенсия назначается гражданину (пенсия за выслугу лет сотруднику органов внутренних дел или трудовая пенсия по старости), будучи основанным на объективных критериях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства всех перед законом либо как ограничивающее право граждан на пенсионное обеспечение.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые он ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих требований, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 27 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Афанасова А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.